Военная осада территорий дополнялась стеной молчания, за которую не проникала ни одна правда.
Дезинформация, уголовное преследование, заказные материалы, пиар-турне и уничтожения доказательств – неполный арсенал советской пропаганды, которая должна была скрыть голод от мира. Даже больше – следовало заставить “не видеть” геноцид украинцев. Что из этого получилось?
Информационная блокада была важным инструментом реализации геноцида. С ее реализацией внутри СССР не было никаких проблем: здесь уже давно не было даже намека на свободу слова, средства массовой информации превратились исключительно в инструмент пропаганды. Зато существовала угроза, что о голоде напишут зарубежные СМИ.
Проникновение за границу информации о массовой голодной смерти людей было опасным для Советского Союза из нескольких соображений.
Во-первых, такая информация могла вылиться в попытки помочь голодающим. Именно значительный международный резонанс голода 1921-1923 годов позволил оказать пострадавшим существенную помощь, спасти многих от голодной смерти. В 1932-1933 годах это не должно было повториться: теперь голод был не случайным, а четко спланированным – он стал оружием в борьбе с непокорными украинцами. Обреченные Сталиным на смерть от голода должны были умереть. Поэтому военная осада территорий, которая имела целью не позволить вырваться из голодоморного гетто, эффективно дополнялась стеной молчания, за которую не должно было проникнуть ни одно слово правды.
Молчание было важным для власти из-за одного важного момента. Именно тогда Советский Союз, наконец, смог прорвать дипломатическую блокаду, и началось установление международных отношений с другими странами, которые ранее не признавали СССР, в частности с США. Смерть украинских крестьян очень хорошо послужила этому признанию – ведь она обеспечила американское правительство дешевой украинской пшеницей, позволила продать советской власти большое количество промышленного оборудования, необходимого для индустриализации, которая наступила после коллективизации. Поэтому Америка, как и другие западные державы, занятые преодолением невиданного экономического кризиса, не особенно хотели слышать об украинском голоде и миллионах смертей.
Хотя один из лидеров Запада в то время громко заявлял о голоде в Украине – Адольф Гитлер. Очевидно, не из жалости к умирающим “унтерменшам”. Информация о страшном голоде была использована им в политической борьбе с коммунистами в Германии. Аргумент, что приход к власти “товарищей” может привести к такому же в их стране, окончательно убедил немецких бюргеров, которые проголосовали за оппонентов коммунистов – Национал-социалистическую партию Германии и предоставили ее вождю чрезвычайные полномочия.
За время самого Голодомора 1932-1933 годов до развала СССР в 1991-м советская власть наработала целый арсенал технологий, которые должны были обеспечить информационную изоляцию этой темы.
Итак, что сделал режим и его спецслужбы, чтобы безнаказанно совершать геноцид и годами об этом молчать.
1. Ограничили передвижение людей, а значит и информации
Всего территория Украины была заблокирована войсками, крестьяне не имели паспортов и не могли выезжать даже за пределы своего населенного пункта.
2. Жестко подвергалось все цензуре – от газет до частных писем
Несмотря на то, что в СССР о голоде никто не имел права писать, существовали честные и отважные журналисты, готовые рисковать жизнью ради получения информации. В 1932 году появились публикации британских журналистов Гарета Джонса из лондонской “Таймс” и Малкольма Маггериджа с “Гардиан”, которые на свой страх и риск совершили путешествие по украинским селам, чтобы рассказать об ужасных сценах увиденного голода.
3. Постоянно дезинформировали о ситуации в Украине
Советские газеты, радио и даже художественные произведения рапортовали о “счастливой” жизни украинских крестьян, эту же информацию всевозможными силами продвигали на Запад.
4. Платили за заказные материалы в зарубежных СМИ
Лауреат Пулитцеровской премии 1932 года Уолтер Дюранти написал в “Нью-Йорк Таймс”: “Русские голодные, но не умирают от голода”. И хотя в частных беседах он признавал миллионы смертей, публично так этого и не написал.
5. Дискредитировали тех, кто рассказывал о Голодоморе за рубежом
Их представляли как антисоветчиков и “агентов международного империализма”. Страшные масштабы трагедии, которые, естественно, вызывали недоверие как первую реакцию у каждого нормального человека, грубо использовались агентами СССР, чтобы представить всех, кто осмеливался не молчать о геноциде, как лжецов или “платных агентов”.
6. Организовывали “демонстрационные поездки” – турне влиятельных иностранцев по “процветающей” Украине
В августе 1933 года был организован визит бывшего премьера Франции Эдуарда Эррио по “сытым украинским селам”. Этот визит рассматривался как важный шаг пиар-кампании, которая должна была засвидетельствовать эффективность форсирования сталинских реформ.
7. Ввели уголовное наказание граждан СССР за любые упоминания о Голодоморе
Колхозник Николай Рева получил шесть лет тюрьмы за письмо Сталину, в котором он открывает вождю всех народов глаза на страшную правду о голоде. Через 12 лет после Голодомора, только за упоминание о нем Александру Радченко приговорили к 10 годам лишения свободы. Таких дел в Архиве СБУ – десятки.
8. Скрывали, уничтожали и фальсифицировали первичные источники: акты гражданского состояния, данные переписи; ликвидировали архивные записи
Резкое уменьшение численности населения было видно всем. Поэтому назначенная на январь 1937 перепись населения жестко контролировалась НКВД и был засекречена. Впоследствии его исполнителей репрессировали. А в 1941 году в Киеве были уничтожены тысячи дел Наркомата здравоохранения с начала 30-х годов. Сегодня уцелели почти исключительно секретные документы.
9. Ограничивали доступ к данным, провоцировали неточности и ошибки исследователей, которые представлялись как фальсификации
В 1984 г. появился первый документальный фильм о Голодоморе “Жатва отчаяния” (авторы Юрий Луговой и Святослав Новицкий). КГБ воспользовался ошибкой, допущенной авторами фильма, которые использовали в качестве иллюстрации Голодомора 1932-1933 годов фото от голода 1921-1922 годов. Это дало основания спецслужбам распространить через собственные каналы в западной прессе сообщения о фильме в целом как сознательной фальшивке, несмотря на то, что фильм, кроме этих фото, содержал чрезвычайно интересные интервью свидетелей. Благодаря этому информационным шумовым “органам” удалось достичь того, что канадское правительство отозвало свое предыдущее решение об использовании этого фильма в учебных программах.
10. Привлекали на свою сторону влиятельных западных деятелей, которым красивая обертка оказывалась важнее содержание
Скрыть факт голода было очень важно для Сталина еще и потому, что многие западные интеллектуалы поддерживали коммунистов. Известный французский писатель Ромен Роллан, например, ежемесячно жертвовал 5000 франков советскому посольству в Париже. Когда его спросили о Голодоморе в Украине, он сказал: “Я не хочу ничего об этом слышать. Я беспокоюсь за большую опасность – гитлеризм”. А Бернард Шоу, нобелевский лауреат, отрицал голод даже после своего визита в СССР. Известный журналист Гарет Джонс после разговоров с крестьянами в Украине написал, что, кроме Сталина, человеком, которого больше всего ненавидят в России, является Бернард Шоу, который описывал “полные еды крестьянские амбары”.
Несмотря на использование этих методов, к концу 1980-х годов советская власть начала проигрывать в информационном противостоянии с украинской диаспорой, которая поставила себе цель донести правду о Голодоморе миру. 1987 год стал временем окончательного перелома – 25 декабря этого года руководитель компартии Украины Владимир Щербицкий в докладе, посвященном 70-летию создания СССР, уже вспомнил о факте голода. В следующем году в украинской советской прессе начали появляться первые публикации о голоде, и их число постоянно росло.
Национально-демократическое движение, которое зародилось в Украине в конце 1980-х годов, одной из своих целей ставило борьбу за возрождение национальной памяти, в том числе о Голодоморе. Информация о геноциде, совершенном коммунистической властью, была для борцов за независимость информационным оружием в противостоянии с действующей коммунистической властью. Наконец, в 1991 году Украина стала самостоятельной, с тех пор о Голодоморе в стране и мире ежегодно вспоминают на высшем государственном уровне. Конечно, это не остановило информационную войну, в которой часто использовали и ранее известные методы. Но мы уже их знаем, что позволяет легче отделять информационное зерно от плевел, чем это могли сделать те, кто в страшных 30-х пытался раскрыть миру глаза на правду о невиданном геноциде голодом.
Политтехнологи утверждают, что различные манипуляции и сознательные искажения возможны в той сфере общественного сознания, где нет знаний, первичных данных. Наличие такой информации, ее доступность избавит желающих возможности воплощать провокации и проводить информационные войны. Эту задачу качественно могут выполнить историки, искать первичные источники и журналисты, которые умеют доносить до читателя, слушателя, зрителя. Это – наш с вами общий долг, наша с вами социальная миссия. И на самом деле это очень интересно.
Автор: Владимир Вятрович