Запад заблуждается насчет договороспособности Виктора Януковича, пишет в своей колонке журналист Виталий Портников.
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила о том, что условий для подписания Соглашения об ассоциации ЕС и Украины нет. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что это соглашение может быть подписано через год. В этих высказываниях руководителей двух соседних стран, обсуждавших ситуацию с сотрудничеством Европейского Союза и Украины, нет противоречий.
Туск надеется, что такие условия за год появятся – проще говоря, что президент Украины Виктор Янукович “одумается”, откажется от политических репрессий, освободит Юлию Тимошенко и Юрия Луценко и начнет экономические реформы. Особых надежд на это у польского руководства, конечно же, нет, но заявление Туска – скорее даже не для немцев или украинцев, а для поляков: власть в Варшаве старается убедить соотечественников, что стремится сохранить европейский вектор в развитии Украины и уговаривает партнеров в ЕС продолжить диалог с Януковичем – несмотря на очевидную недоговороспособность последнего. Такой диалог необходим Варшаве хотя бы уже потому, что европейский выбор Украины – польская геополитическая мечта. Польше совершенно не хочется оказаться в роли самого большого пограничного государства цивилизованного мира, на восточном кордоне которого обретает реальные черты клуб диктаторов, кокетливо названный Таможенным союзом. И если речь идет о том, что Янукович станет членом этого клуба диктаторов или, оставаясь диктатором, будет пока что нигде, то поляки выбирают второе, даже не осознавая, что улица, по которой идет диктатор, всегда ведет в клуб его единомышленников. Я бы сказал: поляки просто не хотят об этом задумываться, зато они продолжают настаивать на диалоге, апеллируя к результатам последних выборов – мол, власть же пыталась провести их честно и чего-то даже добилась. Именно в таком ключе, судя по беседе вице-президента США Джо Байдена с Януковичем, проходил обмен мнениями между президентами Бараком Обамой и Брониславом Коморовским сразу же после переизбрания главы американского государства на следующий срок.
Польше совершенно не хочется оказаться в роли самого большого пограничного государства цивилизованного мира, на восточном кордоне которого обретает реальные черты клуб диктаторов, кокетливо названный Таможенным союзом.
Но на Западе в целом – в отличие от Польши – ситуацию воспринимают несколько иначе: именно после выборов Янукович должен осознать всю безвыходность ситуации, в которой он оказался – и стать благоразумнее. То, что Коморовский и Туск называют необходимостью продолжения диалога, Байден и Меркель воспринимают в качестве напоминания об условиях, которые должны обеспечить этот диалог.
Заблуждаются и поляки, и немцы с американцами. Янукович – больше не политический деятель, он монарх, переселившийся в мир собственных представлений о реальности. Именно поэтому он не станет благоразумнее, а польскую поддержку будет воспринимать как свидетельство слабости и готовности Запада закрыть глаза на превращение Украины в заповедник авторитаризма.
Если Янукович будет президентом Украины в ноябре 2013 года, никакого соглашения об ассоциации с ЕС подписано не будет – и Дональд Туск знает об этом не хуже Ангелы Меркель.