Народный депутат Владимир Олийнык (Партия регионов) предложил Верховной Раде ограничить круг лиц, которые могут обжаловать в суде возбуждение уголовного дела, и срок, в течение которого они могут это сделать
Один из разработчиков действующего закона Святослав Олийнык (БЮТ) утверждает, что данная инициатива является результатом деятельности милицейско-прокурорского лобби. Адвокаты называют предложенные изменения нелогичными и неоднозначными.
Законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (относительно усовершенствования порядка обжалования постановлений органов дознания, следователя, прокурора о возбуждении уголовного дела)» подготовил и внес на рассмотрение в Верховную Раду первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Владимир Олийнык (Партия регионов). Одним из главных новшеств документа является предложение лишить суды права останавливать проведение следственных действий во время рассмотрения в суде жалобы на возбуждение уголовного дела.
Адвокат Валентина Теличенко считает предложенное изменение нелогичным. «Поскольку возбуждение уголовного дела иногда используется как средство давления на лицо, то не останавливать следственные действия на период рассмотрения жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела неправильно. Если постановление все же будет отменено, в сухом остатке будем иметь только потерянное время и волнение тех, кого допрашивали как свидетелей»,– сказала она.
Не менее важным положением законопроекта является фактическая отмена права на обжалование в суде уголовных дел, возбужденных по факту: эта возможность предусматривается лишь для лиц, находящихся в статусе подозреваемых. Следует отметить, что, согласно действующему законодательству, обратиться в суд с жалобой на постановление о возбуждении уголовного дела может «лицо, чьи интересы затрагивает возбужденное уголовное дело».
Олийнык предлагает также ограничить срок, в течение которого постановление о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суде. «Жалоба на постановление о возбуждении уголовного дела может быть подана в суд на протяжении трех суток со дня вручения лицу копии постановления или со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о возбуждении уголовного дела»,– говорится в законопроекте. Такую формулировку Теличенко называет неоднозначной. «Что означает ‘должно было стать известно’?» – недоумевает адвокат. Она отметила, что автор документа не предусмотрел возможность продления этого срока в случае, если подозреваемый был болен или находился под стражей и имел ограниченный доступ к правовой помощи. Как известно, действующая редакция Уголовно-процессуального кодекса (УПК) позволяет обжаловать возбуждение уголовного дела в любой момент вплоть до завершения досудебного следствия.
Напомним, изменения в УПК, которые хочет отменить Олийнык, вступили в силу в январе 2007 года. Тогда авторы закона народные депутаты Андрей Портнов и Святослав Олийнык (на то время оба – БЮТ) утверждали, что он положит конец политическим репрессиям. Вместе с тем руководство правоохранительных органов неоднократно заявляло, что эти нормы парализуют систему досудебного следствия.
Святослав Олийнык выступает категорически против отмены действующих норм УПК в части обжалования возбуждения уголовных дел. «Это все беспрерывные попытки правоохранительной системы через разных депутатов и разные законодательные институты внести изменения, ограничивающие права граждан,– милицейско-прокурорская система находит своих лоббистов везде,– заявил он.– А Владимиру Олийныку хочу напомнить, что все противники этой нормы, среди которых бывшие министры внутренних дел Цушко и Луценко, рано или поздно прибегали к услугам этого закона».
Бывшая судья Апелляционного суда Киева Анжела Стрижевская предложенные депутатом изменения называет нерациональными. «Сводится на нет сама процедура обжалования, потому что она будет поставлена в зависимость от воли следователя и прокурора,– сказала она.– Если не приостанавливать следственные действия, тогда материалы дела не будут предоставлены по требованию суда, а это полный разгул репрессивного органа».
Источник: ForUm