Политтехнолог Сергей Гайдай уверен, что Евромайдан проплатить невозможно
— Сергей Николаевич, Евромайдан набирает обороты. На сколько у людей хватит этого запала?
— На этот вопрос никто не даст ответа. Каждому активисту нужно спросить самого себя — насколько решительно он настроен отстаивать позицию?
Нужно понимать, что Евромайдан начался не с подачи каких-либо политических партий или лидеров оппозиции. Он — общественная инициатива, которая дает надежду, что акции принесут какие-то плоды. Это уже не тот случай, когда стояли конкретно за одного политика — Виктора Ющенко.
Очень важно, чтобы у Евромайдана был свой штаб, и организовано постоянное дежурство. Тогда акция имеет смысл.
— У любых общественных движений были свои лидеры…
— Лидером может стать сам Майдан и его активисты. Например, Егор Соболев из общественного движения «Воля», или кто-то еще из молодых. А вот политикам там будет тяжело находиться, они словно в гостях. Кстати, политикам я бы дал совет — ни в коем случае не претендовать на роль организаторов и лидеров процесса.
— Им никто не поверит?
— Никто не хочет участвовать в партийных акциях.
— Власти услышат Майдан?
— Поверьте, они его не только слышат, но еще и очень боятся. Это просматривается по количеству «Беркута». У власти очень хорошая память о 2004 году. У нее нет сейчас возможности подавить сопротивление, которое уже исчисляется сотнями тысяч.
— Пришлось услышать непосредственно на митингах несколько мнений. Одно из них — если не выйдет на улицы хотя бы 300 тысяч, то ничего эти митинги не дадут…
— Это менталитет определенной массы людей, которые привыкли считать, что от них ничего не зависит.
Протест должен быть всегда, если ты с чем-то не согласен. Даже если ты вышел один. Такие майданы нужны время от времени, чтобы власть чувствовала себя на бочке с порохом. Да и Европа пусть видит, что Украина — это не серая масса. Иногда даже небольшое количество людей может повлиять на ход истории. Вспомните Налоговый майдан — людей там было немного, но он имел смысл.
— В толпе слышал, будто милиция уже не та, как в 2004 году, и кровопролитие неизбежно…
— Этого нельзя допускать ни в коем случае. Но, думаю, милиционеры, которые работают за деньги, а не за идею, не станут рисковать своей жизнью. К тому же за происходящим внимательно следит и Европа. Поэтому власть понимает — любое применение силы будет не в ее пользу.
— Возникновение Евромайданов может подтолкнуть Европейский союз к возвращению к теме Соглашения?
— Думаю, да. Именно для этого и созданы эти акции.
Читайте: Стоимость революции. Патриотизм или почасовая оплата?
— Как насчет мнения, будто Евромайдан проплачен?
— Это говорили и о Помаранчевой революции. Но подкуп акций с таким огромным количеством людей сделать невозможно.