Последние новости
Сегодня
17 января 2025
16 января 2025

Как Тимошенко предугадала «праздник Козла» Януковича в Украине, – Портников

no image

Когда Юлия Тимошенко была на свободе, она подарила своему удачливому конкуренту, новому президенту Украины Виктору Януковичу, роман нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы «Праздник Козла»

Сторонники «оранжевой» принцессы рукоплескали: Юлия Владимировна в изящной литературной форме рассказала президенту, что она о нем думает, а заодно и очертила политическое будущее Януковича. Роман перуанского классика посвящен последнему периоду правления диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо, убитого группой заговорщиков. «Праздник Козла» — беллетристическая история этого убийства.

Не скрою, мне подарок показался не очень удачным. Подумалось, что пиарщики Тимошенко слишком увлеклись обложкой, но не содержанием романа, и уж тем более не историей Доминиканской Республики. Рафаэль Трухильо действительно погиб в результате покушения — спустя 30 лет после своего прихода к власти. К этому времени была полностью сформирована «семейная» система управления страной — жена, братья, дети, экономика деградировала, общественная жизнь исчезла, внешняя политика сосредоточилась на противостоянии с соседней Республикой Гаити… Показательно, что народ безмолвствовал, — с Трухильо расправилась небольшая группа заговорщиков. После чего семья диктатора действительно потеряла влияние, а властные полномочия еще на три с лишним десятилетия перешли к ближайшему соратнику диктатора — Хоакину Балагеру, исполнявшему при Трухильо роль «дедушки Калинина», декоративного президента республики. Доминиканский Калинин не стал Сталиным, демократизировал страну, выигрывал выборы и даже иногда терял власть. Но бесконечность его правления во многом демонстрировала незыблемость порядков, сложившихся еще при Трухильо, порядков, теперь освященных общенародным голосованием и межпартийной борьбой.

Сама того не желая, своим подарком Януковичу Юлия Тимошенко могла предвосхитить свою собственную судьбу и судьбу своей страны. Еще вчера всем казалось, что ситуация, сложившаяся в Украине, России, Беларуси — далее по списку, — временная, что стоит людям выйти на улицы, правительству провести экономические реформы, а новым поколениям окончить несоветские школы, — как все волшебным образом переменится, и постсоветское пространство будет напоминать скучную благополучную Европу, не Западную, так хоть Центральную. О том, что люди в Латинской Америке живут схожими ожиданиями десятилетиями, мы даже и не догадывались: другой континент, другие реалии, другая жизнь…

В одном из своих романов Варгас Льоса с горечью пишет о поколении перуанцев, которые десятилетиями жили ожиданием перемен в собственной стране, да так и состарились, не дождавшись изменений к лучшему. Причем люди эти относились как раз к тому самому «креативному классу», о котором так любят писать современные исследователи постсоветского общества. Латиноамериканская история — доказательство того, что небольшая группа свободомыслящих современных людей оказывается чужой в стране, ставшей ареной взаимодействия коррумпированной баснословно богатой власти и нищего большинства, ожидающего государственных подачек. Даже если это взаимодействие переходит в противостояние, нищее большинство выдвигает из своих рядов отнюдь не реформатора, но очередного популиста, прибирающего все к рукам до очередного взрыва. Настоящие реформаторы не задерживаются ни у власти, ни в истории: общество поскорее забывает период изменений, чреватый сокращением государственных выплат. В результате оказывается, что провести настоящие реформы может только жестокий диктатор — такой, как генерал Аугусто Пиночет. Но за эти реформы приходится платить десятилетиями страха и нравственной деградации общества.

На этом месте у читателя, как правило, возникает вопрос: «Что делать?» Все мы питомцы советской школы, приучившей каждого из нас к тому, что люди управляют историческими процессами, что достаточно найти вождя, «сильную личность» — Наполеона, Ельцина или хотя бы Валенсу — и все расцветет и переменится. Каждое общество должно дозреть до своей «Солидарности» — а кто уж там будет во главе профсоюза, мы даже и не догадываемся. Как и о том, что любой политический лидер — точное отражение своего времени и своих сограждан, не более того. Общество, не стремящееся к изменениям, но мечущееся в поисках сильной личности, представляется мне обреченным. Потому что в результате можно найти не Валенсу и даже не Ельцина, а Трухильо, Путина, Лукашенко, Януковича, Чавеса — и попасть на свой собственный праздник Козла.

Это, однако, не означает, что выбора нет. Выбор есть всегда — и тем более в десятилетиях безуспешного хождения по кругу, но он зависит от вашего собственного нравственного состояния и отношения к стране, в которой вы живете. Вы можете успешно встроиться в существующую систему взаимоотношений власти и общества — на стороне власти, разумеется, — и прожить долгую счастливую жизнь на Рублевке и Лазурке, изумленно вглядываясь в окружающий вас мир. Вы можете просто уехать — и забыть об окружающем вас мире. А можете решить, что ваша работа и честная жизнь в условиях, когда честность не приветствуется, а нравственность презирается, все же создают шанс — если не для ваших детей, то для ваших внуков. Ведь любой праздник рано или поздно заканчивается — даже праздник Козла…


Все статьи