Европейские чиновники, которые побывали в Киеве в конце прошлой недели, уже не скрывали совершенно очевидной зависимости судьбы соглашения о европейской ассоциации от освобождения Юлии Тимошенко.
Очевидно, что и европейские президенты, с которыми встречался Виктор Янукович, тоже не оставили своему украинскому коллеге возможностей интерпретации европейских условий. Не после подписания, а до. Не обещания, а реальные действия. И не изгнание, а помилование.
Украинские политики и эксперты могут сколь угодно долго убаюкивать себя надеждами на то, что беспардонная позиция России заставит европейцев подписать соглашение даже в случае, если Тимошенко останется в заключении. Не заставит. Европейский Союз в очередной раз осудит Россию – и не подпишет соглашение с Украиной. И мы будем вместе с европейцами радоваться, что российское давление получило должную оценку – но вопрос об ассоциации будет отложен как минимум до 2015 года.
При этом нужно честно сказать себе: не было ни одного дня, когда ситуация выглядела иначе. Ни одного. Только в фантазиях украинского политбомонда и той полусгнившей части украинского гражданского общества, что не стеснялась нас уверять, что “европейская интеграция не может зависеть вопроса Тимошенко« или что »судьба одного человека не может определять судьбу целой страны”. Еще как может! Потому что дело, вообще-то, не в судьбе Тимошенко, а в качестве правосудия и возможности его использования в политических целях. Страна, власти которой этого не понимают, не может быть с ЕС в ассоциативных отношениях, потому что у Евросоюза – другие ценности. Что тут непонятного?
Надеюсь, что на этот раз ясно все. Остается только надеяться, что высказывания европейских гостей не оставляют свободы интерпретаций и в Киеве поняли: для того, чтобы избежать внешнеполитического фиаско и экономического краха, необходимо принять единственно возможное решение.
Или забыть о Европе.