Тайну самого засекреченного украинского объекта – частной резиденции Виктора Януковича Межигорье – может приоткрыть Европейский суд
Журналист «Украинской правды» Сергей Лещенко обратился в Европейский суд по правам человека для защиты своего права на получение информации об условиях приобретения земельного участка Виктором Януковичем в Межигорье.
Там, возле Киевского моря, разместилась частная резиденция главы государства. Согласно закону, журналист имел право получить информацию, однако чиновники ее тщательно скрывали. А потому последняя надежда на Страсбург.
«В 2010 году я узнаю, что этот участок попал в частную собственность к президенту и он был указан в его декларации о доходах за 2010 год. И я, соответственно, обратился к Вышгородской районной администрации, поскольку она была распорядителем этого имущества, с просьбой сообщить цену, по которой приобрел Виктор Янукович этот земельный участок. Я получил отказ. Даже были повторные запросы – и отказ, отказ», – рассказывает журналист издания» Украинская правда «Сергей Лещенко.
Фиаско потерпели и попытки получить информацию о Межигорье через суды в Украине – все три инстанции журналист проиграл. Информацию о стоимости земельного участка площадью в 1,76 гектара, которую Янукович приобрел, едва став президентом, тщательно скрывали. Причина – защита частной жизни главы государства.
«Сейчас украинская судебная практика пошла по линии защиты прав чиновников со ссылкой, что это частная информация о личности. Это не соответствует европейским стандартам, не соответствует действительности и украинскому закону, и без решений международных инстанций или без смены власти изменить эту практику будет нереально», – объясняет директор института медиа-права Тарас Шевченко.
Известно, что в Межигорьи Виктор Янукович живет с 2002 года. Тогда, на посту главы правительства, он арендовал в резиденции дом. До 2007-го эта территория в 140 га была в государственной собственности. И приближенный к старшему сыну Януковича тогдашний глава НАК «Надра Украины», а ныне министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий в несколько шагов передал Межигорье фирмам, связанным с Виктором Януковичем. Сейчас большая часть территории – 137 гектаров – находится у общества «Танталит», которое выводит на близкое окружение президента. Сам Виктор Янукович в 2009 году признал, что владеет в Межигорье домом.
«Я платил, начинал где-то с 9 тысяч гривен аренду, потом она постепенно росла, где-то до 12 тысяч», – рассказывал Янукович.
Когда арендовать надоело, Янукович якобы решил дом выкупить.
«Цена для меня была очень серьезная, поэтому я вынужден был продать практически все, что мне принадлежало, – и в Донецке, и в Киеве квартиру, которую я имел. Я все продал, официально это сделал и купил этот дом», – говорит он.
Об участке земли в Межигорье Виктор Янукович говорил, что получил его прозрачно и скрывать ему нечего. Через пять месяцев после прихода к власти он даже пригласил СМИ в гости – чтобы убедились в его душевности. Но этого не произошло.
На лукавство президента указывал и 5-метровый забор с длиной периметра 54 километра, ограждающий 140-гектарный комплекс Межигорье. К годовщине невыполнения президентом обещания показать cвои настоящие владения несколько десятков журналистов запланировали провести у резиденции мирную акцию. Но поскольку она была запрещена судом, пресса прибыла в Межигорье, чтобы «проконтролировать выполнение решения суда». Журналисты пытались получить хоть какую-то информацию о резиденции, заглядывая за забор.
«Там есть интересная деталь – кроме фонарей, есть знак «ехать не более 20 км в час», то есть по своей резиденции Виктор Федорович передвигается очень медленно», – замечает журналист телеканала ТВi Денис Бигус.
В тот день президент проигнорировал СМИ – его кортеж проехал мимо толпы прессы. Спикер гаранта Дарка Чепак подбирала слова, чтобы оправдать «шефа».
Через несколько недель, правда, Янукович встретился с журналистами – но не с теми, кто подозревал его в коррупции, а преимущественно с представителями лояльных телеканалов. Это превратилось в спектакль – им он показал лишь небольшой гостевой дом. Для себя он построил намного больше – так называемую Хонку, но ее тщательно прячут от чужих глаз.
В июне 2012 года журналисты вновь провели пикет у Межигорье. Тоже после запрета суда. На этот раз к ним вышел председатель села Новые Петровцы, в пределах которого находится резиденция, Родион Старенький. Но и он не ответил, за сколько Янукович приобрел земельный участок. Вместо информации, которая интересовала журналистов, он пригласил их на экскурсию по селу.
«На сегодняшний день рыночная стоимость земли, честно говоря, четко не определена. Стоимость колеблется от трех до восьми тысяч долларов в пределах села за «сотку «, – сообщает председатель сельсовета с. Новые Петровцы Родион Старецкий.
24 августа 2012 на территорию президентской резиденции тайно проникла журналистка и общественный деятель Татьяна Черновол. Перебравшись через забор, она несколько часов фотографировала объекты, расположенные в Межигорье, после чего ее задержала охрана и передала милиции.
«Я долго шла, поскольку территория 139 га, пока не добралась до гольф-поля. Завершенно, прекрасно выглядит, с озером внутри, фонтаном, елки голубые растут, холмы, флажки. Спустившись вниз, я попала в зону отдыха, там были озера с фонтанами, беседки, крохотные домики. И я дошла до места, где стоит Галион – корабль для банкетных мероприятий. Те интерьеры, которые печатала «УП», все просто бомба – в позолоте, мачты были позолочены», – рассказывает Татьяна Чорновил.
Похоже, визит Татьяны Чорновил на засекреченную территорию стал едва ли не последней возможностью журналистов увидеть роскошную жизнь президента в Межигорье. На пути этом стоит и решения Конституционного Суда Украины, который в январе прошлого дал толкование положениям Конституции относительно прав чиновников на личную и семейную жизнь.
За обличительные расследования журналистам грозит уголовная ответственность. Это решение противоречит позиции Европейского суда по правам человека о том, что информация, важная для общества, не может быть тайной.
Именно это и побудило Сергея Лещенко обратиться в Страсбург – ведь на протяжении почти двух лет украинские чиновники скрывали от журналиста информацию о стоимости земли, которую приобрел Янукович в Межигорье, а суды ни разу не встали на сторону истца. Как долго продлится волокита «Лещенко против Украины», сказать сложно.
«По срокам, к сожалению, эта процедура продолжительная. Мы понимаем, что это займет примерно года три, а может, и больше. И вероятно, за это время уже может и президент измениться. Но мы убеждены, что такие дела очень важны в стратегическом порядке. Что такие дела будут вести к изменению практики и потенциально к изменению законов в будущем», – говорит директор института медиа-права Тарас Шевченко.
В любом случае, украинские журналисты ждут положительное решение Европейского суда, по которому предусмотрено имущественную компенсацию, а главное – обязательства для Украины предоставить информацию о наиболее засекреченном символе коррупции президентского масштаба.