Украинцы смогут поверить в честные выборы только в том случае, если власть публично накажет виновных в фальсификациях и подтасовках. Об этом сказал глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.
Прошедшие парламентские выборы напоминают трагикомическую пьесу, в конце которой актёры никак не выйдут на поклон. Международные наблюдательные миссии сразу после дня голосования жёстко критиковали процедуру выборов, но при этом легитимность результатов волеизъявления под сомнение никто не ставил. Очередную же толстую свинью украинской власти подложили кандидаты в депутаты, чьи амбиции после проигрыша заставили их пойти ва-банк.
Как только был принят новый закон о выборах, сразу стало понятно — мажоритарка окажется самой большой проблемой. Разница между нынешней парламентской гонкой и выборами по той же схеме в 2002 году заключается в том, что десять лет назад закон позволял снимать кандидатов с избирательной дистанции ещё в канун выборов. Власть этим пользовалась, выдумывая различные причины, чтобы избавиться от конкурентов, представляющих оппозиционные силы. В новом документе такой лазейки нет. Поэтому многие подобные кандидаты остались в бюллетенях и в итоге победили.
Десятидневная эпопея с подсчётом голосов вывела из состояния политического безразличия даже самыхубеждённых «протывсихов»
Также было очевидно, что некоторые мажоритарщики-лузеры просто так не сдадутся и продолжат борьбу за мандат любой ценой. Вряд ли кто-то ожидал, что кандидаты, привыкшие пользоваться коррупционными и рейдерскими методами и в бизнесе, и в быту, на выборах изменят свою тактику. Единственное, что никто не мог точно спрогнозировать, так это циничное бессмысленное и беспощадное упорство, с которым на отдельных округах проигравшие цеплялись за кресло в Раде.
Оппозиция всю ответственность за происходящее в округах перекладывает на власть. Мол, все фальсификации санкционированы сверху, поскольку Партии регионов нужно твёрдое большинство в новой Раде, желательно конституционное. Власть, в свою очередь, во всём винит зарвавшихся мажоритарщиков, на которых нет управы. А в это время сам процесс уже давно вышел не только за пределы правового поля, но и здравого смысла.
Ведь если бы в проблемных окружных комиссиях после суток бездействия появились сотрудники прокуратуры и тихо поинтересовались: «А что здесь, собственно, происходит?», то подсчёт голосов ускорился бы в разы. Но вместо них в комиссии врывался ОМОН и «братки».
Поэтому независимо от того, чем закончится эта история и будут ли перевыборы в скандальных округах, уже можно говорить о существенных потерях власти. И дело даже не в десятке или двух утраченных мандатов. Проблема в общей атмосфере, сложившейся вокруг этих выборов.
Сейчас, когда обрушился шквал сообщений о различных изысканных формах фальсификаций на округах, уже никто и не вспомнит о том, что в 90% округов всё было посчитано вовремя и без особых эксцессов. Уже сегодня большинство европейских и американских должностных лиц выступают с заявлениями о недопустимости подобных явлений. И это только начало. Запад ждёт окончательного подведения итогов выборов.
При этом правящая партия теряет стратегическую инициативу внутри страны. Десятидневная эпопея с подсчётом голосов вывела из состояния политического безразличия даже самых убеждённых «протывсихов». Слишком очевидными были беспредел удельных князьков и беспомощность верховных бояр.
Для тех, у кого короткая политическая память, хочется напомнить: Майдан в 2004-м начался не в ноябре, после президентских выборов. Его истоки следует искать в скандальных выборах мукачевского городского головы, которые состоялись в апреле того же года. Тогда в высоких кабинетах при Кучме решили доказать, дескать, власть сильна как никогда. Результаты волеизъявления мукачевцев были полностью переписаны и изменены. И хотя принципиального значения в общенациональном масштабе эти выборы не имели, брутальное игнорирование выбора избирателей на 48 участках привело к тому, что название небольшого закарпатского городка произносили без акцента во многих европейских столицах как символ нечестных выборов по-украински.
Сегодня мы получили добрый десяток условных «Мукачево». Это значит, что доверие к честности будущих президентских выборов как в Украине, так и за её пределами равно нулю. Власти должны выучить урок и попытаться вернуть расположение граждан. На всё про всё осталось немного — всего два года. И объявить перевыборы в пяти округах недостаточно. Нужно публично наказать виновных в том, что произошло. Вплоть до самых верхов избирательной вертикали. Хотя бы в целях самосохранения.