Поддержка полевых командиров в Украине напоминает сценарий, примененный в Чечне 10 лет назад.
Конфликт в Украине превратился для российского президента Владимира Путина в «сделку с дьяволом»: командиры сепаратистов, привлеченные им для подпитки сопротивления в Донбассе, установили собственную клептократическую власть, и теперь Москва может потерять контроль над событиями – такое заявление в статье в New York Times делает политолог, старший научный сотрудник независимого американского аналитического центра «Атлантический совет» Адриан Каратницкий.
По мнению Каратницкого, бойцов ополчения можно разделить на четыре группы по их происхождению – это участники местных преступных группировок; не имевшие работы жители Восточной Украины «с периферии общества»; крайне правые политические экстремисты из России и российские наемники, которые ранее воевали в Чечне, Северной Осетии, Приднестровье и других конфликтных регионах. Эти люди теперь стали основой армий Донецкой и Луганской самопровозглашенных республик и заняли там ключевые политические посты, как формально, так и в качестве предводителей местных банд, пишет автор статьи.
Поддержка полевых командиров в Украине напоминает сценарий, примененный в Чечне 10 лет назад, продолжает политолог. Тогда Кремлю, как тот и надеялся, удалось подавить чеченское движение за независимость в обмен на предоставление лидеру одной из местных группировок Рамзану Кадырову и его собственной армии почти полного суверенитета; теперь Кадыров регулярно напоминает о своей верности Владимиру Путину и одновременно не позволяет федеральной власти вмешиваться в свои дела.
То же, по мнению Каратницкого, мы наблюдаем в Украине: лидеры в Донецке и Луганске полагаются на поддержку и оружие от России, но обладают построенной на криминальной основе финансовой независимостью, которая побуждает их начать собственную игру.
«Их влияние основано на торговле оружием, наркотиками и алкоголем, а деньги поступают с блокпостов на дорогах. Их состояния делаются на корпоративных рейдах, поборах с местного бизнеса и захвате домов уехавших из региона жителей», – говорится в статье.
Война не только нанесла урон Украине и привела к санкциям и политической изоляции России. Она также дестабилизировала крупнейший регион, включающий как самопровозглашенные республики, так и приграничные области РФ. Криминал, процветающий на Восточной Украине, переливается через границу на российскую территорию – уровень преступности в Ростовской области за первые четыре месяца этого года вырос на 23%. Степень этой дестабилизации, по мнению политолога, и подталкивает к выводу: контроль над войной в Украине Путин начал утрачивать.