Родченкова вынудили уйти с должности, а двое его коллег скоропостижно скончались. Родченков не стал дожидаться, пока его найдут в номере отеля с предсмертной запиской, и сдернул в Лос-Анджелес.
В одной из серий популярного американского сериала про лейтенанта Коломбо тот раскрывает преступление, связанное с парапсихологией. Объект его расследования обладает блестящими способностями, которые он только что подтвердил в ходе эксперимента.
Эксперимент состоял в том, что трем водителям в трех разных частях города было вручено по дорожному атласу. Каждый водитель должен был надеть на глаза повязку (чтобы обеспечить случайность выбора), потом, вслепую, раскрыть атлас на случайной странице, вслепую поставить на атласе маркером точку, перевязать атлас на открытой странице резинкой, а потом доехать до этой точки и, высунувшись из окна, сфотографировать окрестности.
Снимок пересылали по факсу; наш феномен, обладатель парапсихологических талантов, сидя в камере изоляции, должен был нарисовать то, что на снимке.
Так все оно, разумеется, и произошло. Только — как удалось установить лейтенанту Коломбо — это была никакая не парапсихология, а чистое мошенничество. Все страницы в атласе были одинаковые, и точка стояла на них заранее, а повязку на глаза водитель надевал не затем, чтобы обеспечить случайность выбора, а чтобы не заметить заранее проставленных точек.
На зимних Олимпийских играх в Ванкувере в 2010-м сборная России заняла 6-е место в командном зачете по медалям, а уже через четыре года, в Сочи, она была первой, стяжав 33 медали. Есть основания предполагать, что этот поразительный результат, как в сериале «Коломбо», был в чистом виде мошенничеством.
Согласно откровениям Григория Родченкова, экс-главы Московской антидопинговой лаборатории, опубликованным в «Нью-Йорк таймс», все Олимпийские игры в Сочи были не чем иным, как допинговым fraud в особо крупном размере.
Каждый спортсмен накануне Игр сдает на допинг-тест мочу. Моча эта разделяется на две пробы: А и B. Проба А вскрывается немедленно. Проба B хранится 10 лет. Бутылочки для сдачи мочи производит специальная швейцарская компания Berlinger, и они сделаны так, что вскрыть их, не повредив крышки с нанесенным на нее уникальным номером, — невозможно.
Но — что невозможно для одинокого врача, не представляет собой особой сложности для государственной организации, решающей задачу государственной важности.
По словам г-на Родченкова, подготовка к победе в Сочи началась еще осенью 2013 года. Тогда в лаборатории РУСАДА появился офицер ФСБ, внимательно изучивший антидопинговые процедуры. Особое внимание он уделил бутылочкам Berlinger, а точнее — металлическим колечкам с зубчиками, которые и обжимают горлышко бутылки после того, как крышка заперта. Он собрал сотни крышечек и колечек.
Как именно была решена эта сложная инженерная задача, Григорий Родченков, по его словам, не знал, но на несколько недель до Олимпиады скромные организаторы победы из ФСБ показали ему использованную бутылочку с аккуратно вскрытой и неповрежденной крышечкой (Родченков не подозревал, что такое возможно).
После этого работа закипела. В Антидопинговой лаборатории в Сочи работали более 100 человек, в том числе — масса иностранцев. Повсюду висели видеокамеры, и часто случались внеплановые проверки. Однако они никогда не происходили по ночам, и этим-то, по словам Родченкова, и воспользовались организаторы трюка.
В стене комнаты, где хранились образцы, была вырезана дырочка. Днем ее закрывал шкафчик из ДСП. После полуночи шкафчик отодвигали, а г-н Родченков, сменив белый халат на российскую спортивную форму, поднимался в комнату № 124, которая официально значилась кладовкой. Эта кладовка была превращена в подпольную лабораторию.
Каждый вечер Родченков получал, по его словам, из министерства бумагу со списком спортсменов, чьи пробы подлежали замене. Тесты на допинг всегда анонимны: врачи в лаборатории не должны знать, чью именно мочу они анализируют, и чтобы решить эту проблему, спортсмены, по словам Родченкова, фотографировали код на бутылочке и пересылали их SMS кому следует.
Родченков и его люди изымали бутылочки через дырку в стене и передавали фээсбэшнику, который уносил их в соседнее здание. Через несколько часов бутылочка возвращалась открытой, с неповрежденной одноразовой крышкой. Компрометирующую мочу выливали тут же в сортир, бутылочку промывали, дезинфицировали… и наполняли мочой, взятой у нужного атлета несколько месяцев назад, до приема им допинга.
Допинг тоже поставлял Родченков, это было его собственное изобретение: три анаболических стероида, метенолон, тренболон и оксаландрон, растворенных в виски из расчета 1 миллиграмм стероидной смеси на 1 миллилитр виски. Мужчин поили Chivas, женщин — Martini.
Иногда случались проколы: или спортсмены съедали что-то самостоятельно (спортсмены, как дети, тащат в рот что ни попадя, — сокрушается в интервью Григорий Родченков), а иногда по чистой невезухе. Допинг-пробу Елены Лашмановой, например, вскрывали в то время, когда лабораторию навестила международная инспекция, и Лашмановой пришлось пожертвовать.
После окончания Игр Олимпийский комитет и WADA поблагодарили Родченкова за превосходную организацию. Соответствующий отчет WADA назвал Сочи «важной вехой в эволюции Олимпийской антидопинговой программы», и Родченков был награжден российским орденом Дружбы.
Интересна и причина, по которой Родченков раскололся: после того, как в ноябре 2015-го WADA обвинило Москву в систематических манипуляциях с пробами, Родченкова вынудили уйти с должности, а двое его коллег скоропостижно скончались. Родченков не стал дожидаться, пока его найдут в номере отеля с предсмертной запиской, и сдернул в Лос-Анджелес. Там он сейчас и консультирует американского журналиста по имени Фогель, чей документальный фильм о махинациях с допингом в российском спорте будет показан в сентябре.
Самое поучительное во всей этой истории, на мой взгляд, вот что: спецслужбы той или иной страны по определению занимаются разными секретными делами: они шпионят, совершают политические убийства, добывают военные секреты и пр. Насколько я понимаю, это первый случай, когда целью масштабной спецоперации являлась замена… мочи в олимпийских бутылочках.