После парижских террористических актов Запад рискует совершить необдуманные и даже панические шаги в сторону сотрудничества с Российской Федерацией для борьбы с экстремистской группировкой «Исламское государство».
При этом украинский вопрос может отступить на задний план как менее важный. Такое мнение в интервью Украинской службе «Голоса Америки» высказал старший научный сотрудник Американского совета внешней политики Стивен Бланк.
Теракты в Париже напугали не только рядовых жителей французских городов, но и политические круги во всем мире. Уже в понедельник директор ЦРУ Джон Бреннан заявил, что США и Россия могут начать более тесное сотрудничество и таким образом предупреждать террористические акты в будущем и бороться против группировки «Исламское государство» в Сирии.
Критика от политических элит появилась незамедлительно. Такие заявления – необдуманны и совершены под влиянием шока от парижских событий, считает старший научный сотрудник Американского совета внешней политики Стивен Бланк. На деле, убежден он, Путин не только не борется с терроризмом в Сирии, но даже его поддерживает.
«Если вы трезвым глазом посмотрите на то, что Путин сделал в Сирии, то поймете, что он не борется с «Исламским государством». Российское правительство позволило террористам «Исламского государства» оставить Северный Кавказ, чтобы отправиться в Сирию и Ирак. Также россияне являются основными поставщиками оружия для ХАМАС и Хезболлы. И они же осуществляют террористические акты в Украине. Россия борется с терроризмом? Действительно? Не смешите», – иронизирует старший научный сотрудник Американского совета Стивен Бланк.
Эксперт настаивает: большинство авиарейдов, которые россияне совершили в Сирии до сих пор, были нацелены не против террористов «Исламского государства», а скорее на оппозиционные группы, которые являются противниками действующего президента Сирии Башара аль-Асада.
Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер также признает: соглашаться на сотрудничество с Россией можно только, если та откажется от такой практики. «Вопрос сейчас в том, сместят ли россияне, которые до сих пор вели свою кампанию авиарейдов в основном против умеренных оппозиционных групп в Сирии, свою цель на «Исламское государство», – говорит Стивен Пайфер, экс-посол США в Украине. – Пока этого не будет, я не вижу основания для настоящего сотрудничества в Сирии между западной коалицией и Россией».
Далее взгляды Пайфера и Бланка расходятся. Пайфер верит, что можно изменить политику в Сирии, Бланк советует Западу не сидеть в ожидании чуда и теснее кооперироваться с Европой и странами жертвами терроризма – Израилем, Египтом, Иорданией и Турцией. Со времени терактов 11 сентября 2001 года США не видели большой помощи и поддержки со стороны российской разведки, говорит Бланк, та же история повторилась, когда американские разведчики попытались кооперироваться с российскими коллегами в деле терактов в Бостоне, совершенных братьями Царнаевыми.
«Цель Путина – заставить Запад сотрудничать с Россией. Это его главная задача. Ведь это докажет, что Россия не изолирована, что Запад не сможет добиться прогресса без России, а затем, что украинский вопрос не так уж и важен. Знаете, успех, который Путин получает в этом вопросе, – это своего рода памятник. Да, это целый памятник, который надо поставить неэффективной политике, которую Запад проводит по отношению к Украине», – добавляет Бланк.
Они намеренно усилили бои на востоке Украины для того, чтобы заставить Запад понять: если вы не договоритесь с нами относительно Сирии, мы устроим больше проблем в Украине
Бои, которые с новой силой разгораются в Восточной Украине, по мнению Стивена Бланка, еще один рычаг влияния, который использует Путин. «Они намеренно усилили бои на востоке Украины для того, чтобы заставить Запад понять: если вы не договоритесь с нами относительно Сирии, мы устроим больше проблем в Украине», – подчеркивает он.
Бланк уверен: все, что до сих пор Путин делал в Сирии, определенным образом готовило и подталкивало Запад к выводам о сотрудничестве. И, к сожалению, если так будет продолжаться и в дальнейшем, рано или поздно весы нерешительности Запада склонятся в его сторону.