Последние новости
Сегодня
21 ноября 2024

Порошенко и Путин сыграли вничью, но есть важная дата, – Магда

20 октября 2016, 13:10
no image

Встреча лидеров Нормандской четверки в Берлине завершилась без результатов, которые могли бы быть внедрены в жизнь оперативно. Стороны договорились договариваться. В этом нет ничего удивительного, ведь между участниками переговоров существуют нешуточные противоречия. Вместе с тем, важной для будущего Донбасса датой становится 8 ноября, когда пройдут выборы президента США.

Напомню, что проведение встречи в Берлине было до последнего времени под вопросом. Владимир Путин капризничал, словно красна девица, стремясь выгадать для себя максимально комфортные условия переговоров. Петр Порошенко, наоборот, публично обозначил “красные линии”, которые официальный Киев переступать не намерен. Лидерам Франции и Германии было необходимо продемонстрировать свою способность влиять на ситуацию не только на Донбассе, но и в Сирии, где действия российской авиации приводят к огромным жертвам среди местного населения. Для ЕС это означает возможность наплыва новой волны беженцев, справиться с которой будет непросто.

Отрадный для Украины факт: Порошенко, Меркель и Олланд сверили позиции до прибытия Путина. Тот не только опоздал в привычном для себя стиле, но и привез для участия в переговорах Владислава Суркова, находящегося под санкциями ЕС. Кремль получил для визита своего “серого кардинала” соответствующее разрешение, но этот факт утонет в гуле неодобрения относительно мягкотелости европейской политики. На этом и строился расчет Путина, пожелавшего продемонстрировать свое отношение к санкциям Запада (ранее российский президент называл санкции вредными для всех, подчеркивая, что РФ не пойдет на уступки в важных для себя вопросах).

Трудно оценить анонсированную Ангелой Меркель “безжалостность обсуждения” проблем на Донбассе (встреча проходила за закрытыми дверьми), но участники переговоров договорились создать дорожную карту выполнения Минских соглашений. Словосочетание road map (дорожная карта) вошло в лексикон с 90-х, после активизации процесса арабо-израильского урегулирования, и предполагает последовательное продвижение по пути компромиссов. Противостоять этой инициативе Киева Москва не смогла. Другое дело — процесс согласования дорожной карты вполне может затянуться на продолжительный период.

Аналогично можно оценить и готовность Кремля согласиться на вооруженную миссию ОБСЕ на Донбассе: путь от согласия до реализации может быть продолжительным. Готовность Украины к обмену пленными по принципу “всех на всех” также требует кропотливой работы, но есть важный позитив: в формулу могут войти не только захваченные на Донбассе, но и Олег Сенцов, Роман Сущенко и другие заложники российской власти.

Ангела Меркель признала, что переговоры с Владимиром Путиным были непростыми. Совместно с Франсуа Олландом немецкий канцлер не исключила введения новых санкций против России из-за ее действий в Сирии. Но следует понимать, что такой сценарий потребует согласия всех государств-членов ЕС, что далеко не просто. Лидеры Франции и Германии на встрече в Берлине не столько пытались помочь Путину сохранить лицо, сколько заботились о собственных реноме. Поэтому слова хозяина Кремля о приверженности Минским договоренностям — это лишь констатация факта, ведь этот документ признан в качестве матрицы урегулирования на Донбассе Советом Безопасности ООН.

Ключевой на сегодня вопрос: останется ли действенным Нормандский формат, если политические лидеры, в него входящие, встречаются раз в год, при этом не достигая зримых результатов? Ответ мы получим, по всей видимости, после президентских выборов в США, которые непосредственно не участвуют в переговорном процессе по Донбассу, но пристально следят за происходящим в нем. Итоги президентской гонки в Штатах могут стать катализатором изменений на востоке Украины, однако следует понимать, что они не будут происходить стремительно — слишком затянувшийся и болезненный конфликт на Донбассе исключает его чудесное разрешение. Поэтому поиски приемлемого формата урегулирования продолжатся, отказываться от Нормандии его участники не готовы.

Все статьи