Проект европейской интеграции три четверти столетия поддерживал на континенте стабильность и процветание. Сейчас он под угрозой
Об этом пишет Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям (США).
Решение, оставаться ли частью ЕС, разумеется, будет приниматься гражданами Великобритании и их избранными представителями. Но поскольку от результатов будет зависеть куда больше, чем интересы Британии и даже Европы, полагаю, другие стороны также имеют право сказать свое слово.
Позвольте мне воспользоваться этим правом: с моей точки зрения (которую разделяют многие американцы), выход Великобритании из ЕС будет нежелательным – крайне нежелательным.
Я понимаю иронию, которую многие отметят – ведь сами США стали независимым государством, когда американские колонии отделились от Великобритании. Но это было давно, и выход Великобритании из Евросоюза будет воспринят ее ближайшим союзником в равной мере с разочарованием и беспокойством.
Этому есть ряд объяснений. Одна из причин, по которой США так ценят свои связи с Великобританией – это ее роль в Европе. Великобритания важна не только как партнер в двусторонних отношениях, но и потому, что ее позиция по важным вопросам часто совпадает с американской.
Так называемые «особые отношения» в последние годы значительно ослабли – в особенности после того, как в декабре парламент Великобритании отказался поддержать военные действия в Сирии. Великобритания стала менее надежным и менее сильным союзником, и такое ее восприятие (как и реальное ослабление страны) продолжит иметь место, если государство пойдет на шаг, который маргинализует ее роль на континенте. Сложно представить, что Brexit приведет к чему-либо, помимо потери Великобританией влияния.
К тому же, ЕС без Великобритании станет союзом, в котором Германия получит еще больше влияния, чем у нее есть сейчас. Такое неравномерное распределение сил в долгосрочной перспективе будет подпитывать нелюбовь к Германии и, вероятно, приведет к тому, что Евросоюз не сможет эффективно действовать на мировой сцене в качестве единого игрока. В результате Европа ослабнет как раз тогда, когда США нуждаются в ее усилении.
Еще хуже то, что Brexit может усилить позиции американцев, выступающих за уменьшение роли США в мире, став для них аргументом в пользу того, что традиционные союзники не выполняют взятые на себя обязательства, и что нельзя ожидать активных действий от США, которым и так приходится справляться с растущим дефицитом и масштабными внутренними проблемами.
Нужно помнить простую вещь: проект европейской интеграции, начатый после Второй мировой, три четверти столетия поддерживал на континенте беспрецедентные стабильность и процветание. Решение британцев подать на развод усилит уже существующие центробежные тенденции. Национализм и популизм, которые и так растут по ряду экономических и социальных причин, получат еще большую поддержку. И неизвестно, к чему это может привести.
Решение британцев уйти из ЕС также вернет на повестку дня вопрос независимости Шотландии. Многие в Шотландии могут выступить за независимость, чтобы остаться в Евросоюзе – и это может привести к голосованию за отделение от Великобритании. И американцам совершенно не нужны противоречивые публичные дебаты с Шотландией относительно размещения ядерного вооружения и подводных лодок на ее территории в то время, когда Россия снова стала угрозой для Европы.
Фрагментация вряд ли на этом прекратится. Происходящее в Шотландии может оказать влияние на то, что останется от Соединенного Королевства. В частности, выход Великобритании из ЕС и выход Шотландии из состава Великобритании усилит напряжение в Северной Ирландии между про-британскими юнионистами и ревизионистами, которые хотят присоединиться к Ирландии.
Наконец, решение Великобритании о ее отношениях с ЕС будет происходить не в вакууме. По сути, худшего момента и придумать было нельзя. Европа и так уже переживает фискальные трудности, замедление экономического роста, огромный наплыв мигрантов и беженцев, а также новую российскую агрессию. И, словно вышеперечисленного было мало, еще есть кризис на Ближнем Востоке, вопрос изменения климата, терроризм, а теперь и новая болезнь – вирус Зика.
В этом году состоятся выборы президента США. Последнее, что ему или ей нужно – это чтобы ближайший партнер Америки бросил все силы на тяжелый и неприятный развод. А именно это произойдет, если Brexit станет реальностью.