Майдана в Казахстане нет и не будет потому, что население страны достаточно пассивно политически и во многом подвержено пропаганде как местных СМИ, которые зависят от государства, так и российского телевидения. Когда разговариваешь с жителями Казахстана, такое ощущение, что они практически думают так же, как россияне.Такое мнение выразил Олег Панфилов в блоге на Обозревателе
Власти Казахстана уже опубликовали материалы о том, что к организации недавних митингов и выступлений, которые проходили в нескольких городах страны, причастен бизнесмен Тохтар Тулешов. У него довольно любопытная биография. Когда ее читаешь, особенно последние годы его деятельности, такое ощущение, что он такой яркий представитель русского мира. Тулешов тесно связан с российскими организациями, которые причастны к событиям в Украине. Также он советник Верховного атамана Союза казачьих общественных объединений Казахстана.
Вообще, в Казахстане есть несколько организаций абсолютно пророссийских. Это “ЛАД”, а есть еще казачьи организации. Последние – это практически готовый русский мир в Казахстане.
Нынешняя ситуация, скорее всего, похожа на то, что предполагалось несколько лет назад, – это попытка не только привязать Казахстан к России этим Евразийским Союзом, но и оказать силовое давление. Если Назарбаев будет пытаться уходить от Евразийского Союза в сторону Запада, то есть рычаги, которые можно будет использовать.
По поводу позиции самого Назарбаева. Ситуация в Казахстане гораздо хуже, чем в Украине. Имею в виду русскоязычную Украину. В Казахстане всего 17 миллионов человек, подавляющее их большинство использует русский язык в качестве разговорного и официального. А русский язык, как мы видим, – это главное оружие Путина.
Сейчас же ситуация начала меняться. Но еще лет 5-10 назад смотреть заседание парламента Казахстана было смешно. Оно проводилось исключительно на русском языке. Иногда кто-то пытался говорить на казахском.
У Назарбаева была идея попытаться адаптировать русскоязычное население в условиях Казахстана. Что-то получалось. Я, например, видел в Казахстане телеканалы, где новости на казахском языке читали русские.
В северных областях Казахстана преобладает русскоязычное население. Собственно, для этого была перенесена столица страны, а во-вторых, была большая государственная программа переселения оралманов. Это этнические казахи из Монголии, Афганистана и других стран. Таким вот образом казахские власти хотели изменить баланс казахского населения в их пользу. Эта программа началась еще в конце 90-х годов, с первых разговоров о том, что Россия попытается оттяпать у Казахстана северные области.
Но поскольку программа была государственной, а чиновники с таким же советским менталитетом, какой была администрация Януковича, то мало что получилось. Какие-то люди остались, а часть оралманов вернулась назад домой.
Нынешняя казахстанская молодежь активно учится на Западе, и у Назарбаева есть фонд, который помогает получать западное образование. Во-вторых, если посмотреть последние выступления Назарбаева, то все-таки чувствуется, что он больше склоняется к европейской политике, чем к российской. Сказать Путину, что он не будет объявлять эмбарго на украинские продукты – это уже подвиг с его стороны.
С другой стороны, сейчас в России сил уже нет воевать на несколько фронтов. Если Путин попытается что-то сделать с Казахстаном – считайте, что подписывает себе смертный приговор. Этот приговор и так уже существует в связи с Украиной. А если Путин полезет еще в Казахстан, то просто ускорит свою смерть.