Через год после незаконной аннексии Крыма Россией ситуация с правами человека на полуострове демонстрирует стойкую тенденцию к ухудшению. Если под первую волну репрессий попали, в первую очередь, проукраинские активисты и крымские татары, то в 2015 году под "каток" Кремля все чаще попадает представителя славянского населения: украинцы, русские.
Об этом пишет политолог Тарас Березовец.
С начала этого года наблюдается новый поток принудительных переселенцев из Крыма. Теперь это не политически активные граждане с проукраинской позицией, а самодостаточные представители бизнеса и менеджмента, представители религиозных конфессий.
Неофициальная цифра беженцев из Крыма на материковую Украину на сегодня перевалила 50 000 человек в общем потоке 1 млн 360 тысяч, зарегистрированных в качестве беженцев украинским правительством в июне 2014 года (остальные – это перемещенные лица из Донбасса).
Самыми известными случаями преследования людей с независимой позицией стали обыски 13 марта 2015 года в Симферополе у редактора Центра журналистских расследований, этнической русской Натальи Кокориной. Работники ФСБ провели обыск в квартире ее родителей и допрашивали ее саму.
Из Крыма весной 2015 года был вынужден уехать другой журналист, керчанин, также русский Сергей Мокрушин. В июле 2014 года его вместе с другим крымским режиссером Владленом Мельниковым, избила так называемая крымская “самооборона”. “Самооборону” связывают с самопровозглашенным премьером Республики Крым Сергеем Аксеновым. Эта парамилитарная группировка имеет на полуострове официальный статус в соответствии с решением Государственного совета РК.
Также преследованиям подверглись родители симферопольской журналистки, украинки по происхождению, Анны Андриевской. Сама Андриевская, ныне журналист Крым.Реалии, живет в Киеве, так как в Крыму против нее заведено уголовное производство по статье УК РФ 208-прим (до 5 лет лишения свободы) из-за ее репортажа о добровольческом батальоне “Крым”, бойцы которого сражаются в зоне АТО.
8 июля 2015 года в Киеве был представлен доклад “Положение украинского языка в Украине в 2014-2015 годах”. Его автором является НГО “Крымский центр делового и культурного сотрудничества “Украинский дом”. Председатель организации Андрей Щекун, высланный властями Крыма в марте 2014 года, привел следующие цифры.
Из более чем 400 украиноязычных классов во всем Крыму по состоянию на март 2014 года, сейчас на полуострове осталось всего 50, остальные 350 были расформированы. При этом единственная украинская гимназия в Симферополе, по словам Щекуна, “фактически русифицирована”. Эксперты также сообщили, что в Крыму расформировали единственный факультет украинского языка в бывшем Национальном Таврическом университете. Новые де-факто власти перепрофилировали его в кафедру на базе факультета славянской филологии и журналистики университета (КФУ).
Происходит тотальная зачистка полуострова от всего, что не соотносится с идеологией “Русского мира”, доминирующей сегодня в Кремле. Сюда можно отнести и политические расправы над инакомыслящими, и зачистку информационного поля, и преследования по религиозным мотивам, и давление на бизнес. При этом спецслужбы России работают в спайке с российскими шовинистическими организациями и криминальными элементами (т.н. “самообороной”). Славянское население Крыма уже ощутило все прелести “восстановления исторической справедливости”.
Крайне удивительной оказалась динамика славянского населения. В 2001 году была проведена последняя перепись населения Украины. Тогда на территории АР Крым и города Севастополя русскими по национальности назвали себя 1 млн 450 тысяч 394 человек, украинцами 576 тысяч 647, белорусами – 35 тысяч 157. Однако уже в октябре 2014 года в ходе т.н. переписи в Крымском федеральном округе и городе федерального значения Севастополь русскими назвали себя 1 млн 492 тысяч 078 жителей, украинцев стало 344 тысяч 515, белорусов 21 тысяч 694. В процентном соотношении в период 2001-2014 наиболее катастрофически уменьшилось число тех, кто назвал себя украинцами – с 24,01% в 2001 г. до 15,08% в 2014. Причина не столько в естественной убыли населения, сколько в страхе людей идентифицировать себя этническими украинцами в составе оккупированного Крыма.
Еще одним ноу-хау Кремля оказалось преследование по религиозным мотивам. В Крыму в 2014 г. насчитывалось более 200 тысяч прихожан протестантских церквей: Свидетелей Иеговы, баптистов, адвентистов и т.п. Основную их часть по понятным причинам представляли этические русские и украинцы. По свидетельствам епископа церкви “Новая жизнь” Анатолия Калюжного, если у пастора отсутствует российское гражданство, он не может вести службу, и вынужден уезжать из Крыма. А за пасторами тянется и паства. Кроме того, гонениям подвергается и православная церковь Киевского патриархата, а это более 25 тысяч прихожан. Так, в начале этого года архиепископ Симферопольский и Крымский Климент сообщил, что в Крыму было закрыто 5 храмов Киевского патриархата.
Продолжается зачистка информационного пространства Крыма от вещающих на русском языке СМИ, если они занимают проукраинскую или независимую позицию. Помимо недавно самого популярного телеканала “Черноморка” Крым покидают и другие СМИ.
Но наиболее вопиющим остается практика политических и уголовных репрессий инакомыслящих, среди которых все чаще встречаются этические русские и украинцы. Самый большой резонанс вызвало дело крымского режиссера, русского Олега Сенцова и украинца Александра Кольченко. Им вменяют создание террористической организации, хотя они просто проявили свою гражданскую позицию. На днях российский суд продлил им срок содержания под стражей еще на полгода. Кроме того, задержанные по их делу Геннадий Афанасьев и Алексей Чырний уже получили приговор – 7 лет лишения свободы.
Доходит до абсурда, когда людей на улице могут задержать только за то, что они носят вышиванку. К примеру, 21 мая 2015 года Вельдар Шукурджиев, Леонид Кузьмин, Михаил Батрак, Сергей Дуб провели несколько часов в отделении полиции города Армянска за то, что публично демонстрировали на себе традиционную украинскую одежду.
Как видим, в российском Крыму спустя год уже никто не может чувствовать безопасно. Преследованиям и давлению подвергаются не только представители крымско-татарского народа, а и славянское население, включая этнических русских. Сам Крым из толерантного многонационального курорта постепенно превращается в военную казарму, где не терпят инакомыслия.