Возможны ли в Украине досрочные президентские и парламентские выборы? Насколько высока вероятность того, что украинцы могут выйти на третий Майдан? Почему не решают конфликт на Донбассе, кто и зачем тормозит реформы? На эти вопросы ответил украинский философ, автор философских интернет-книг, политолог Сергей Дацюк.
Что, по вашему мнению, ожидает Украину уже в этом году?
Ближайшее будущее лично я вижу в перевыборах – вначале парламентских, которые плавно перейдут в президентские. Потому что, если этого не произойдет, то кризисные явления будут только углубляться. Сейчас у нас не решается ни одна из проблем: тормозятся настоящие реформы, драма на Донбассе, множество экономических проблем. За все сомнительные реформы платит простойуУкраинец, а не олигархи. Поэтому будущее я вижу в отстранении этой власти, ее переизбрании.
Какова вероятность досрочных парламентских или президентских выборов?
С точки зрения социологии, протестный потенциал сейчас гораздо выше, чем был до Майдана. То есть сейчас Украина вдвое больше готова к Майдану, чем это было в 2013 году.
Если бы сейчас проходили выборы, то какая политическая сила получила бы победу? Была бы эта победа монолитной?
Суть перевыборов заключается в том, чтобы появились новые политические силы, которые преодолели бы избирательный барьер и улучшили бы качество нового парламента. В конце концов, это уже является лучше, чем было при Януковиче, но новая сила должна быть еще ближе к интересам общества. А такой градации можно достичь только путем нового голосования
В чем проблема собственно нынешнего украинского политикума?
Прежде всего в низком уровне образованности. Эти люди не читают никаких книг: ни современных политических, ни экономических, ни просто интеллектуальной литературы. Им не интересно наблюдать и понимать, что происходит в мире, как это все устроено. Поэтому они не могут найти применения своим схемам, которые сами же и разработали.
Это является причиной торможения реформ?
Олигархам и провластному классу, у которого с олигархами заключен взаимовыгодный контракт, не нужны эти реформы. Они их и не будут проводить эффективно.
Мы привыкли проблемы акцентировать на власти. Но готово ли меняться именно украинское общество?
Украинское общество меняется и готово к изменениям. Однако потенциала нынешнего правящего класса после Революции Достоинства хватило ровно на полтора года. А потом – все, начался сплошной саботаж. Я считаю, чтобы не предать идеалы Майдана, теперь снова нужны новые силы – и на уровне парламента, и на уровне главы государства. Нужен второй толчок этому потенциалу.
А власть надо менять мирно или снова революционно?
Власть может сама себя поменять мирно, если готова идти на выборы. Тогда она меняется путем волеизъявления своего народа. Но готова ли действующая украинская власть пойти на досрочные президентские или парламентские выборы? Я лично не вижу, что она имеет такое желание.
Прошедшие события показали, что революцию делает народ. Однако теперь нам говорят, что в Украине только формируется гражданское общество. Так является ли наш народ гражданским обществом?
Наш народ является гражданским обществом, которое уже сформировалось. Он не терпит авторитаризма, как наши северные соседи. В конце концов, украинцы не верят всему, что теперь говорят по телевидению. Поэтому с нашим гражданским обществом, по моему мнению, все в порядке
А нужно ли власти гражданское общество?
А ее никто не будет спрашивать.
Как заставить власть обслуживать не олигархические структуры и кланы, а свой народ?
Не существует универсального алгоритма или технологии, как это сделать. Сейчас только нарабатывается этот механизм: контроль за партийными списками и избранными депутатами, публичные процедуры разработки решений и публичная аргументация этих решений. Все эти процедурные вещи должны стать нашей практикой. Собственно, теперь мы и находимся в этом процессе, когда это для нас становится практикой. То есть украинское общество учится контролировать власть, которую оно выбирает.
Вы говорили о проблеме Донбасса. Минский процесс сможет ее решить?
Минский процесс – это тупик. Более того, он сейчас никому не выгоден: ни Европе, ни России, ни Порошенко, ни Украине. Никому.
И как нам тогда его завершить?
Я вижу единственное окончание: Украина сама предложит план выхода из кризиса и убедит европейцев, а затем и россиян в том, что это единственный правильный путь.
В чем будет заключаться этот путь?
Надо подготовить закон о деоккупации этой территории, создать конкретный план действий, своеобразную дорожную карту. А если все и дальше будет происходить так, как сейчас, то это не принесет никакого результата.