Каково наследие русской революции 1917 года? На страницах газеты Ouest-France свое мнение высказывает французский историк Стефан Куртуа, автор книги "Ленин, изобретатель тоталитаризма".
Итог российской революции 1917 года губителен как минимум с трех точек зрения, считает историк.
“Для России эта революция стала катастрофой. Спровоцировав страшную гражданскую войну, Ленин начиная с 1922 года привел к экономической разрухе страну, которая была мировым лидером по производству зерна и нефти, а также мощной промышленной державой. Он возглавил свою партию-государство и во имя радикальной марксистской идеологии запретил частную собственность и частную торговлю, разорил имущие классы. Он истребил или вынудил бежать значительную часть интеллектуальной, научной, технической и предпринимательской элит. Он ограбил крестьянство – вызвав множество бунтов – и решительно обуздал рабочий класс”, – пишет Куртуа.
Ленин “создал гигантское количество чиновников, набранных по принципу верности режиму, а не благодаря своей компетенции”, продолжает историк. “А главное, он разогнал Учредительное собрание – вплоть до 1991 года первый и последний орган, избранный в России всеобщим голосованием”, – говорится в статье.
“Сразу же после этого он создал всемогущую политическую полицию и Красную армию, уполномоченные истреблять всех, кто выступал против его режима. Он включил в повестку дня террор”, – пишет автор.
“Второе губительное наследие касается Европы. Своими нескончаемыми выпадами против Веймарской республики и немецкой социал-демократии Ленин и Сталин в значительной степени облегчили приход к власти Гитлера в 1933 году; а агрессивные советско-нацистские пакт и договор от 23 и 28 сентября 1939 года дали сигнал к началу Второй мировой со всеми ее трагическими последствиями: геноцид евреев и цыган, миллионы погибших в боях и под бомбежками, и прочее, и прочее. Дороже всех заплатила Россия: 27 млн погибших. А после 1945 года Центральную и Восточную Европу ждало “освобождение” силами Красной армии и советизация, с которой удалось покончить лишь в 1989 году”, – пишет Куртуа.
“Третье наследие затрагивает весь мир, – считает историк. – По сути, Ленин изобрел новый тип диктатуры – тоталитаризм, который претендует на контроль не только над политической властью, но и над всем обществом, вплоть до отдельного индивида и его образа мыслей. И СССР, посредством сети компартий, распространил этот тоталитаризм в Европе и Азии – со всеми ужасами Мао в Китае и Пол Пота в Камбодже – не говоря уж о Кубе и отдельных африканских режимах”.
“Падение Берлинской стены в 1989 году, затем развал СССР в 1991-м стали следствием полного провала ленинской авантюры. Однако с тех пор тоталитаризм перекочевал от умирающего коммунизма к торжествующему исламскому радикализму”, – заключает Куртуа.