Двадцать пять лет назад, после семидесяти лет советского господства и более трехсот лет правления России, Украина, наконец, стала независимой. Это произошло после общенационального референдума, на котором более 90% украинских избирателей выбрали независимость. Каждая часть страны, в том числе Крым, среди населения которого на тот момент было более 60% этнических русских, выбрал независимость большинством голосов.
Новое независимое государство столкнулось с огромными вызовами. Отколется русскоязычный Восток от проевропейского Запада, или же Украина создаст собственную национальную идентичность, учитывающую региональные различия? Не менее важным было то, удастся ли Украине преодолеть господство постсоветских элит и создать жизнеспособную демократию и рыночную экономику? Станет ли независимость де-юре независимостью де-факто?
Мы активно занимались разработкой политики, связанной с Украиной и Россией в середине 1990-х годов. Оглядываясь назад, мы понимаем, что некоторые из наших опасений в то время были преувеличены. Пресловутая служба разведки ЦРУ, предсказавшая, что Украина может распасться на две части, оказалась неправа. Украинским политикам, несмотря на множество недостатков, в значительной степени удалось сгладить существенные различия в мировоззрении между Востоком и Западом страны.
Украина также провела достойную восхищения работу по сдерживанию нетолерантных демонов своего не столь отдаленного прошлого. Антисемитизм и непростые отношения между украинцами и поляками были характерной чертой жизни в Украине на протяжении многих веков. Сегодня же диалог между этническими украинцами и евреями, а также между украинцами и поляками, стал характерной чертой современной украинской жизни. Заявления Москвы в 2014 году, что к власти в Киеве пришли фашисты, и что в стране бушует антисемитизм, оказались не более чем кремлевскими фантазиями. За последние два года экстремистским националистическим политикам не удалось добиться успеха в украинской политике.
К сожалению, как для Украины, так и для народа России президент РФ Владимир Путин проводит все более авторитарную внутреннюю политику, а его внешняя политика и вовсе стала имперской. Это стало серьезной проблемой для Киева. В некотором смысле, Путин, похоже, и сам основывался на ошибочном анализе ЦРУ 1990-х годов, когда начал свою тайную войну и подогревание сепаратизма в Донбассе. Нежелание большинства этнических русских и русскоязычных в Донбассе присоединиться к делу Путина объясняет, почему Кремлю пришлось отправить в регион регулярные армейские подразделения в августе 2014 года, а затем и в феврале 2015 года, чтобы сохранить так называемые «Донецкую и Луганскую народные республики». На самом деле, незаконный захват Путиным Крыма и война в Донбассе поспособствовали формированию современного украинского самосознания и патриотизма, которые стали двигателем, подталкивающим страну к Европе, подальше от имперской России.
Когда весной 2014 года управляемые Россией сепаратистские силы двинулись на запад от Донецка, наблюдатели говорили, что у Украины нет ни сил, ни средств, чтобы остановить их. Но в июне 2014 года вновь избранный президент Петр Порошенко начал контрнаступление, прекратить которое смогли только регулярные российские войска. С тех пор, по сути, Киеву удалось загнать Москву в патовую ситуацию. Это большое достижение Украины.
Но не все в Украине так радужно. С момента обретения независимости Украине, по большому счету, не везло с реформаторским руководством. Характерной особенностью политической системы и экономики стала коррупция, и, следовательно, экономический рост в стране идет медленно. У Украины есть активное, перспективное гражданское общество, которое вынуждает страну к переменам, хотя и медленным, идущим неравномерным темпом. Оранжевая революция, казалось, сулила большие реформы, но, хотя президент Виктор Ющенко был демократом, с коррупцией он не боролся.
Евромайдан и последовавшие за ним выборы привели к власти Порошенко и наиболее реформаторские правительство и парламент в истории Украины. Новому правительству удалось добиться многого. Среди достижений – переход на рыночные принципы формирования цен на газ, устранившее основной источник коррупции в стране и чрезвычайно сократившее дефицит бюджета. Правительство также создало прозрачную систему государственных закупок и провело крупную реформу банковской системы. Тем не менее, реформы не проведены так быстро, как требовалось, и коррупция продолжает оставаться главным бичом Украины.
Если бы не продолжающаяся агрессия со стороны Кремля, у Украины было бы больше шансов на проведение столь необходимых реформ. Но сейчас ей нужно найти способ справиться с обеими задачами одновременно.
Соединенные Штаты должны помочь ей в этом. Демократическая, реформированная Украина, сохраняющая свою территориальную целостность и независимую политику, выгодна США. На протяжении этих двадцати пяти лет Вашингтон оказывал существенную поддержку Украине, и ему стоит продолжить ее поддерживать, и в то же время давить на Киев, чтобы он проводил реформы. Успех Украины важен не только для украинцев; он – залог существования стабильной и безопасной Европы, а именно это было целью внешней политики США с самого окончания Холодной войны.