Когда российский президент Владимир Путин в прошлом месяце приказал своей авиационной группировке покинуть Сирию, эксперт по геополитике Джордж Фридман сказал, что дело здесь совсем не в этой стране. Это было сделано в рамках сложных российско-американских переговоров о суверенитете Украины.
Об этом говорится в свежей редакционной статье американского издания Business Insider.
Давая видеоинтервью Mauldin Economics, Фридман отметил, что состоявшийся на прошлой неделе визит госсекретаря США Джона Керри в Москву стал очередным шагом в процессе, который идет не очень удачно. Мы говорим так, потому что вскоре после этого Соединенные Штаты заявили о намерении развернуть дополнительные войска в Восточной Европе.
Подготовка к битве?
Пентагон сказал, что направит бронетанковую бригаду в прибалтийский регион, а в 2017 году развернет там еще две бригады для противодействия «агрессивной России».
Фридман отмечает, что хотя три бригады должны удержать Россию от вторжения в маленькие прибалтийские государства Литву, Латвию и Эстонию, они не будут представлять никакой угрозы путинским замыслам в Украине. Если Украина не может быть российским сателлитом, она по крайней мере должна остаться нейтральной. В прозападном киевском режиме Путин видит неприемлемую угрозу.
Буферная зона Москвы
Не менее значительны и последние заявления руководства Беларуси, зажатой между Прибалтикой, Польшей, Украиной и Россией и дружащей с Москвой. В этих заявлениях звучит мысль о том, что в любом урегулировании должны принимать участие Соединенные Штаты. Путин может истолковать эти высказывания так, что и Беларуси тоже он доверять не должен.
Российские военные стратеги давно уже считают Прибалтику, Беларусь и Украину буферной зоной, защищающей Россию от вероятного европейского противника. Путин не сможет смириться с мыслью о том, что там встанут на позиции американские боевые части и подразделения.
Осуществляя наращивание сил и средств, Путин пока не готов к дальнейшим действиям в Украине. Поэтому, по словам Фридмана, это наращивание продолжается. Если Путин захочет, он будет готов к осуществлению активных силовых действий против Украины к 2017 году. Именно по этой причине Соединенные Штаты тоже наращивают силы в данном регионе.
Скрытая напряженность
Фридман говорит, что война не нужна ни одной из сторон. Боевые части и военная техника подобны пешкам на гигантской шахматной доске. США и Россия маневрируют, пытаясь добиться самого благоприятного для себя исхода.
Фридман отмечает, что усиление напряженности возможно, так как каждая из сторон надеется, что ее оппонент дрогнет и отступит. Россия надеется, что у США лопнет терпение, и они согласятся на урегулирование. А Соединенные Штаты думают, что оказавшаяся в трудном финансовом положении Россия обанкротится, если будет вынуждена выжидать. Ни одна из сторон не уверена в полной мере в своей победе, в связи с чем полемика будет усиливаться.
Напомню, 14 марта Путин принял неожиданное практически для всех решение о выводе войск из Сирии.
По одной из версий, данный неожиданный поступок российского президента является следствием весеннего обострения его психического недуга.
По другой версии, уходом из Сирии Путин хотел добиться от Запада уступок по Украине. Однако 20 марта постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр заверила, что отношение ее страны к российской агрессии в Украине не будет обменяно на прогресс в решении вопроса Сирии.
Также хочу отметить, что, например, частная американская аналитическо-разведывательная компания Stratfor, в отличие от Джорджа Фридмана, не считает вероятным новое вторжение России в Украину. Согласно оглашенному на днях прогнозу этой компании, Путин, напротив, пойдет в ближайшее время на крупные уступки по Донбассу — с целью добиться смягчения западных санкций.