Раскол в отношениях Порошенко и Гройсмана будет только углубляться, пишет политконсультант Тарас Березовец.
Что происходит в коалиционных переговорах на данный момент, с уверенностью не может сказать никто, включая главного верховного медиатора Петра Порошенко.
Мы сильно нарекаем на то, что в украинской политике много популизма со стороны таких партий как Оппоблок, Батьківщина, Радикальная партия и т. д. Была надежда на то, что две основные прагматичные силы Верховной Рады – БПП и Народный фронт – все-таки смогут договориться. По состоянию на прошлую неделю, в парламенте было достаточно голосов для создания коалиции и голосования за Владимира Гройсмана в качестве премьер-министра.
Но в чем принципиальное отличие Гройсмана от Арсения Яценюка? Последний назвал себя премьером-камикадзе, а первый, если все-таки станет главой правительства, будет премьером-стабилизатором. Его основная функция заключается в том, чтобы немножко успокоить расшатавшуюся систему государственной машины и отсрочить досрочные парламентские выборы. Все прекрасно понимают, что они в любом случае будут, однако стоит задача, чтобы это произошло как можно позже.
Настроение многих депутатов БПП и Народного фронта на прошлой неделе было оптимистичным, все уверяли, что коалиция будет создана. Соответственно, выборы состоятся не раньше, чем через год, то есть, весной 2017 года.
Что произошло позже? Отношения Гройсмана с Порошенко на самом деле несколько иные, нежели многие считали. Многие воспринимали Гройсмана и его правительство, как придаток к Администрации президента. Не далее, как на прошлой неделе, глава АП Борис Ложкин сказал мне лично, что это мнение ошибочно, Гройсман вполне может сказать «нет» многим в этой стране, включая президента.
Зачем Гройсману подобная борьба за Кабмин, тоже понятно. В отличие от всех предыдущих правительств, включительно с Яценюком, у него не просто не будет «медового месяца» в отношениях с украинским народом – даже «медовой недели» не будет. Люди очень раздражены и ждут немедленных результатов. Таким образом, мягкого вхождения во власть у будущего премьера не будет.
В течение первого месяца работы нужно будет показать четкие результаты. Во-первых, после срыва голландского референдума должен быть дан четкий ответ, когда Украина подпишет безвизовый режим с Евросоюзом, причем сделать это нужно немедленно. Во-вторых, должно быть запущено Государственное бюро расследований – последний оставшийся ключевой орган в части борьбы с коррупцией. Наконец, нужно дать ответы предпринимателям, в частности, принять новый Налоговый кодекс, и объяснить людям, когда можно рассчитывать на остановку падения бизнеса. Это три простых шага, которые должно будет предпринять новое украинское правительство.
Почему идут настолько ожесточенные бои относительно назначения нового Кабмина? Правительство Гройсмана, по факту, должно было состоять из трех команд: БПП (выдвиженцы президента), Народного фронта (шесть человек) и самого Гройсмана. Предполагалось, что последняя команда будет самой маленькой: Гройсман обставлен «красными флажками», и не имеет своей опоры (партии) в парламенте.
Конфликт, фактически, произошел на ментальном уровне. Многие воспринимали его как младшего партнера президента, а он начал воспринимать себя как равного Порошенко. Непонимание сути произошедших метаморфоз, в частности, ментальных метаморфоз Гройсмана, породило нынешние конфликты в отношениях с президентом. Более того, раскол в отношениях Порошенко и Гройсмана будет только углубляться. Порошенко таких вещей не забывает. Он может сделать вид, что забыл, однако президент до сегодняшнего дня помнит конфликт с Юлией Тимошенко, когда она предъявила ему секретный протокол с Виктором Ющенко о том, что станет следующим премьером.
Позитив этой ситуации заключается в том, что после нее все должны вырасти и понять, что друзей и врагов здесь нет. Психология Гройсмана очень проста: он воспринимает политиков не как врагов или друзей, а как политических попутчиков. Если ты сегодня выгоден и полезен – как президент Порошенко – он будет сотрудничать, но если завтра выгоды он видеть не будет, то легко расстанется с подобным партнерством.
Чего же ждать дальше? На сегодняшний день ничего не мешает финализировать коалицию БПП и Народного фронта. Конфликты, по факту, остаются по министерствам соцполитики и экономики. Гройсман должен умерить свои аппетиты, поскольку у него нет своей силы в Верховной Раде и он так или иначе будет зависеть от позиции Порошенко. Что если этого не произойдет? В сценарий досрочных выборов я не верю – это, скорее, некий шантаж с целью ускорить окончание переговорного процесса. Идеальный премьер-министр для Порошенко – Павел Климкин, министр иностранных дел, человек, которого президент прекрасно понимает. Тем не менее, под него нет голосов в парламенте. Второй человек, под которого есть голоса – это Александр Турчинов. Под него без проблем будет сформирована коалиция, но сам он категорически отказывается. Остальные называемые кандидаты нереальны и собрать под себя голоса депутатов они не смогут.