Итог столкновения в Манеже покажет, какой из столпов кремлевской пропаганды важнее для Путина
Об этом пишет Леонид Бершидский,российский медийщик, колумнист Bloomberg.
Нападение группы православных радикалов на художественную выставку в московском Манеже в эту пятницу обнажило некоторые противоречия в идеологии, на которой стоит путинский режим.
В число экспонатов выставки «Скульптуры, которых мы не видим» вошли работы Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта, советских нонконформистов, которые создали свои лучшие произведения в 1950-60 годах. После того, как Никита Хрущев посетил выставку современного искусства в Манеже и пришел в ярость от увиденного, они были изгнаны в сумеречную зону между официальным искусством и жестким подпольем. Сегодня этих художников считают классиками, а их работы выставляются в коллекциях государственных музеев и на городских площадях.
Сидур, который любил использовать для создания своих скульптур отходы – трубы, ржавые лопаты, похожие на грудные клетки радиаторы – также был поклонником христианской тематики, но не в традиционном ее понимании. Его «Распятие» больше напоминает языческий символ, а на его «Снятии с креста» Иисус напоминает скорее проржавевшую деталь огромной машины, чем объект поклонения. Сидур был еще и поэтом, и в одном из своих стихотворений он сравнивал рождественские елки с убитыми младенцами.
Очевидно, это не понравилось Дмитрию Цорионову и его товарищам по воинственной группировке православных радикалов под названием «Божья воля». Организация, созданная в 2012 году, известна срывом культурных мероприятий – выставок, концертов и представлений, которые, по мнению ее членов, оскорбляют чувства христиан. Несмотря на то, что рейды группы отличались жестокими и проводились без каких-либо разрешения, полиция никак не реагировала. Группа, возможно, почуяла силу после 2013 года, когда Путин подписал закон о защите чувств верующих.
Есть ирония в том, что выставка Сидура проводится в Манеже – там же, где его работы когда-то вызвали гнев Хрущёва. Цорионов и его друзья появились в зале и, по словам представителей галереи, успели повредить четыре работы Сидура, прежде чем полиция вывела их из помещения. Радикалов почти сразу же освободили, и Цорионов поклялся вернуться и добиться закрытия выставки за нарушение закона о чувствах верующих. «Речь идет о порнографии с Иисусом Христом, – заявил он в интервью, – Закон не работает. Государство не защищает чувства верующих, не защищает наши святыни».
Путин – самопровозглашенный защитник традиционных ценностей (под этим термином подразумеваются ценности православной церкви). Даже захват Крыма он пытался оправдать тем, что полуостров – колыбель православного христианства. При этом он также выступает за сильное государство, а Манеж – это государственная галерея, где принадлежащие государству работы Сидура были повреждены вандалами. Кроме того, Сидур, умерший в 1986 году, был героем Второй мировой, покалеченным нацистским снайпером еще в юности. И восхваление победы СССР в той войне как минимум так же важно для путинского культа «великой России», как и православие.
С учетом последних двух пунктов, Цорионова должны судить за вандализм, как того требуют представители Манежа. Но то, что его отпустили, поставило в замешательство пропагандистскую машину Кремля: как освещать случившееся, никого не обижая? Новостная программа Вести избрала нейтральный тон, назвав Цорионова и его товарищей «активистами с церковной периферии», подчеркнув, что они не принадлежат к официальной православной церкви. Уклончивые комментарии церковных иерархов задачу журналистам не облегчили. «Я не знаком с выставкой в Манеже, поэтому мне сложно сказать, имеет ли место нарушение закона со стороны ее устроителей, – сказал Владимир Легойда, глава синодального информационного отдела Московского патриархата. – Это предмет для профессиональной правовой оценки, которую важно дать как в этом, так и в других подобных случаях. Точно так же, как должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей».
Никто не вызвался дать такую профессиональную оценку, а Кремль эскападу Цорионова не прокомментировал.
Но в соцсетях этот акт вандализма сравнили с уничтожением ИГИЛ древних городов. Это преувеличение, разумеется – масштаб группы Цорионова несравним с Исламским государством. Тем не менее, другие православные радикалы наверняка следят за событиями, затаив дыхание. Если Цорионов уйдет безнаказанным и, в особенности, если выставку закроют, это продемонстрирует, что православный компонент идеологии считается более важным, чем прочие. Это развяжет радикалам руки. «Это проба. Инициатива. Эксперимент, – отметил в интервью Глеб Павловский, бывший советник Путина, а теперь – его критик. – Кто-то, конечно, экспериментирует под серьезной крышей, а кто-то под слабой».
У Кремля есть все возможности для того, чтобы наказать посягнувших на государственную собственность вандалов. Если он этого не сделает, это покажет, что Цорионов работает под серьезной «крышей».