Вопрос не в том, будем мы двигаться в Евросоюз или сближаться с Россией. Дело в более глубоких, фундаментальных ценностях.
Об этом заявил Святослав Вакарчук.
“У людей, вышедших на Майдан, были разные мотивации. Но все же большинство шло туда по той же причине, что и я: они почувствовали, что у граждан Украины забирают самое важное, по мнению этих граждан. А именно – ценности, свободу и достоинство.
Разумеется, можно сказать, что это всего лишь эфемерные слова. И за последнее время украинцы не раз слышали в свой адрес: «Что вы носитесь с этой свободой, если вам жрать нечего?». Но, пусть в этих обвинениях и есть доля правды, лично для меня свобода и достоинство – главные ценности в жизни. Я не готов променять их ни на что иное.
У меня был выбор. Была возможность взять и уехать в Америку или другую страну, где у всех примерно одинаковый набор прав, будь ты президентом, Уорреном Баффетом или нищим, просящим милостыню. И все же мне казалось тогда, кажется и сейчас, что это удел уж очень практичных, прагматичных и слабых людей. Мне интересно бороться до конца.
Кроме того, я верю, что у Украины есть шанс отстоять свои ценности и продолжать строить нормальное государство. Именно для этого я вышел на Майдан. Я вышел туда не затем, чтобы протестовать против неподписания ассоциации с ЕС. Меня заставило выйти то, что людей, которые вышли выразить свое мнение, жестоко и цинично избили.
Если бы все было иначе, и демонстрация, которую разогнали, выступала против евроинтеграции, я все равно вышел бы на Майдан. Если бы пришли полицейские и избили невинных ребят и девочек, выступавших за сближение с Россией, палками до крови под камеры, я бы вышел точно так же. Я бы стоял точно столько же. Потому что дело не в том, с кем мы будем интегрироваться – дело в фундаментальных ценностях.
Чего Украина ждала от Майдана? Мне иногда кажется, что главная проблема украинцев состоит в том, что мы не можем определиться, какое государство мы хотим построить, куда мы идем. Quo Vadis? Мы пока не дали себе ответа на этот вопрос.
Я имею в виду не ЕС или Единое экономическое пространство, вопрос гораздо шире. Куда движется наше общество? Мы хотим построить государство, где главными ценностями будут свобода и достоинство, или для нас важнее стабильность и безопасность? Какие ценности мы исповедуем? Мы – общество, основанное на принципах Библии, общество, основанное на конфуцианских ценностях? Или общество, которое имеет свои собственные ценности?
Мы так и не определились с ответом, а он крайне важен. Ведь именно он определит, к чему мы стремимся. Что мы готовы терпеть, а что нет.
Если для нас стабильность и процветание важнее, чем свобода, тогда нужно по-другому строить государство. Если мы готовы быть свободными, но при этом нам все равно, быть богатым или бедным обществом, это другой путь. Если мы хотим иметь и то, и другое, нужно определиться, с чего начать. Что будет первостепенной ценностью.
Мы до сих пор не дали себе ответа. И, пока мы этого не сделаем, мы не сможем понять, кто же нужен Украине.”