После Нового года 3-я "тяжелая" бронетанковая бригада (3rd Armored Brigade Combat Team) 4-й пехотной дивизии армии США высадилась в Германии вместе со всей штатной техникой.
Это 87 танков M1A1 Abrams, 144 БМП Bradley, тяжелые самоходные гаубицы M109 Paladin и еще сотни единиц всякой техники. Из Бремерхафена основные силы бригады двинулись в Польшу в район города Жагань в Нижней Силезии, рядом с немецкой границей.
Сначала 3-я бригада сконцентрирует силы (до 3500 человек) в Жагани, а потом ее боевые подразделения выдвинутся дальше на восток: один бронетанковый батальон в Прибалтику, другой — в Румынию, третий резервный будет в Германии, а в Жагани останется штаб бригады, батальон самоходных гаубиц и бронекавалеристский разведэскадрон. Задача 3-й бригады в рамках операции НАТО “Атлантическая решимость” (Atlantic Resolve) — исключительно оборонительная. Оперативно собрать силы в кулак для наступления в случае кризиса практически невозможно.
В Польше, Литве, Латвии и Эстонии будут в ближайшие месяцы дополнительно развернуты 4 усиленных многонациональных батальона (всего 4000 человек). В Польше вблизи стратегически важного “Сувалкского коридора” должен быть размещен к апрелю легкий бронекавалеристский эскадрон (батальон) из состава 2-го бронекавалерийского драгунского полка (легкая механизированная бригада) армии США, которая постоянно базируется в Германии в составе 34-тысячной американской армии в Европе. Этот американский эскадрон, не связанный впрямую с 3-й танковой бригадой, будет дополнен союзными контингентами до 1000 человек.
Кроме многонациональных батальонов и 3-й бронетанковой бригады в рамках операции “Атлантическая решимость” в Европу в феврале должна быть переброшена из штата Нью-Йорк 10-я усиленная армейская авиабригада — 2200 человек, 10 транспортных вертолетов Chinook, 50 многоцелевых Blackhawk и 24 ударных вертолета Apache. Бригада будет базироваться в Германии, но ее боевые и транспортные вертолеты будут поддерживать американские и союзные операции в Болгарии, Румынии, Польше и Прибалтике. Все эти силы размещаются на постоянно-ротационной основе. То есть 3-я и 10-я бригады пробудут в Европе месяцев по 9—10 и отправятся домой, а им на смену должна прибыть соразмерная замена.
Эта ротация позволяет считать размещение сил “непостоянным”, чтобы формально не нарушать подписанный с Москвой в 1997 году “Основополагающий акт НАТО—РФ” и в то же время пропустить через восточный фланг Альянса максимально много солдат, сержантов и командиров для ознакомления с потенциальным театром военных действий.
В случае возможного вооруженного конфликта на востоке Европы западные генералы планируют стратегию гибкой и мобильной, эшелонированной в глубину обороны: сравнительно небольшие передовые подразделения армии США вместе с союзниками должны сдерживать и замедлять многократно превосходящие (более чем в 10 раз по численности и тяжелому вооружению) российские войска. Тем временем, очевидно, предполагается, что объединенные силы стран НАТО, используя абсолютное превосходство в воздухе и на море, в современных системах связи и управления, в подготовке личного состава и массово применяя высокоточное оружие, измотают, обескровят и деморализуют российские войска, которые будут обращены в бегство подкреплениями из США и стран Западной Европы. Это все конечно, если стороны взаимно удержатся от использования ядерного оружия.
В Москве высказывают надежду на то, что Дональд Трамп отменит вместе с другими решениями Барака Обамы “Атлантическую решимость”, вернет американских солдат и танки домой. Ситуация на западных рубежах рассосется сама собой, НАТО ослабнет, ЕС развалится, а особые права и интересы Москвы в постсоветском пространстве и в странах бывшего Варшавского блока будут признаны. Ведь очевидно, что Украина и все, что с ней связано, самого Трампа и его ближний круг не очень заботит. Трамп повторяет, что готов договориться с Путиным и начать отменять санкции, если удастся договориться о совместной борьбе с исламским экстремизмом и “по другим важным вопросам”. Трамп готов торговаться, но запросит он много.
Трамп готов дружить с РФ, но против Ирана и Китая, а список террористов, которым оперирует его команда, включает российских дружков из “Хамаса” и “Хезболлы”. Трампу в переговорах с Москвой обязательно нужна яркая победа и публичные уступки или что-нибудь хоть внешне похожее. Если Дмитрий Песков утверждает, что размещение американских танков в Польше “угрожает нашим интересам и безопасности”, значит, в Москве боятся, значит, это важная фишка для торга и бесплатно выводить их нельзя.