Сейчас в Харькове на Малышева и КБ им. Морозова выполняют заказы на 50 танков «Оплот» для Таиланда, 10 – для Украины, 300 БТР для МВД и Минобороны, модернизируют танки Т-64
Харьковский завод имени Малышева нанимает рабочих и закупает металл. На прошлой неделе один из крупнейших бронетанковых заводов в СНГ объявил о наборе токарей, слесарей, крановщиков и других рабочих специальностей. Почти одновременно компания рассказала о покупке металла на 181,9 млн гривен у холдинга «Метинвест» Рината Ахметова. До конца июня следующего года «Метинвест» пообещал отгрузить заводу 4 000 тонн спецстали, одна тонна обойдется в 45,5 тыс гривен, уточняют «Наші гроші».
Цена вопроса
Подобные сообщения, как правило, связны с появлением крупных контрактов. В середине октября на заводе побывал Петр Порошенко и пообещал предприятию максимальную загрузку. Сейчас в Харькове на Малышева и КБ им. Морозова выполняют заказы на 50 танков «Оплот» для Таиланда, 10 – для Украины, 300 БТР для МВД и Минобороны, модернизируют танки Т-64.
Какую продукцию могут заказать в следующем году? Самыми востребованными могут стать БТР и бронированные машины «Дозор», считает директор консалтинговой компании Defense-Express Сергей Згурец.
Масса одного танка «Булат» – 45 тонн, БТР-4 с боевым модулем – 22 тонны, «Дозор» весит 3,5 тонны. Если исходить исключительно из их массы, закупленного металла достаточно для производства почти 90 танков, 180 БТР или более тысячи «Дозоров».
Возможный конкурент Малышева за заказ – КрАЗ Константина Жеваго, который выпускает бронированные машины «Спартан» и «Кугуар». Первая партия кременчугских джипов уже поступила в зону АТО. Есть ли у КрАЗа заказы на следующий год? «Военную тему мы не комментируем», – говорит пресс-секретарь КрАЗа Дина Стеганцева. Министр внутренних дел Арсен Аваков ранееанонсировал новый контракт с заводом на 40 машин стоимостью 95 млн гривен.«Дозор» – полноприводной бронированный джип. Его изготовили в начале 2000-х для перевозки солдат, вооружения и военного оборудования массой до 2 тонн. «Для такой техники в наших войсках вообще не предусмотрены штатные единицы», – отмечает Згурец.
Коалиционные игры
Поставки техники – это не только производство. Главная проблема, которая может помешать заводам и армии – гособоронзаказ, регулирующий типы и количество необходимой государству техники. Под него же подгоняется бюджетное финансирование закупок. Если его не примут до конца года, планы могут остаться планами.
В этом году гособоронзаказ был подписан только в июле-августе, рассказывает Згурец. Как следствие, предприятия подписали контракты на изготовление техники только в сентябре-октябре, а отчитываться по ним надо в конце года. Нестыковки производства и законодательных норм могут привлечь внимание к деятельности завода со стороны контролирующих органов.
«Если госзаказ подпишут в середине следующего года, госпредприятия не смогут ничего сделать из-за бюрократических процедур, – отмечает Згурец. – Одно дело – купить металл, совсем другое – обеспечить серийное производство с соблюдением формальных процедур, чтобы директора заводов не боялись прокуратуры, а занимались делом».
Утверждает госзаказ правительство по представлению Генштаба. Могут ли заблокировать этот процесс задержка формирования коалиции и переформатирование Кабмина? «Я уверен, что коалиция будет способствовать решению вопроса», – говорит экс-министр обороны Александр Кузьмук.
Время для подписания пока есть. Если же оборонзаказ не примут в ноябре-декабре и не учтут в новом бюджете, то вырастут и без того высокие риски военных программ. Все участники танковой программы расположены в неспокойных регионах. Металлургические заводы – в Мариуполе, вокруг которого нередко стреляют. Танковый – в Харькове, где в последние дни также звучат взрывы.