В ночь на 3 марта президент США Барак Обама продлил еще на год действие указов о санкциях в отношении РФ.
Российский финансист и блогер Слава Рабинович сообщил о том, что эти санкции не будут отменены до тех пор, пока Кремль поддерживает конфликт на Донбассе, а Крым находится под оккупацией. Он также уверен, что вслед за США свои антироссийские санкции продлит и Европа.
Написав в своём сообщении (на Facebook. – “Апостроф”) forever, я имел в виду продление именно всех санкций до тех пор, пока Украина не получит полного контроля над своей стороной украино-российской границы. Создание “эквивалента Приднестровья”, возможно, с ещё более чудовищными масштабными преступлениями, чем даже в самом Приднестровье, является той “красной чертой”, за которую Путину без последствий перейти не удастся ни при каких обстоятельствах. При этом не забываем, что незаконная аннексия и оккупация Крыма – это причина самого первого пакета санкций. Путин и его ОПГ не собираются отдавать Крым, и они собираются “морозить” ситуацию в Донбассе. Поэтому и санкции не будут отменены. Как говорится, до тех пор…
Что касается Европы, то в ЕС действуют два больших фактора, оказывающие давление против введённого санкционного режима. Во-первых, ЕС и Россия являлись крупнейшими торговыми партнёрами, и многие европейские фирмы, действительно, терпят убытки, от потери российского рынка. Некоторые из них используют свои лоббистские возможности и оказывают давление на политиков, для снятия санкций. Во-вторых, Путин и его ОПГ ежегодно тратят миллиарды долларов (не своих, а российских налогоплательщиков) для той же лоббистской деятельности, но уже “через другую дверь”: поддерживают определённые политические партии, “покупают” некоторых видных политических и общественных деятелей, не гнушающихся грязными деньгами Кремля, ведут пропаганду посредством широко финансируемых СМИ типа RT, скупают некоторых западных журналистов для публикации соответствующих статей и видеосюжетов уже в местных европейских СМИ, способствуют усугублению кризиса мигрантов посредством военного вмешательства в Сирию, не имеющего ничего общего с борьбой с ИГ… и так далее. Все эти меры – очень, кстати, дорогостоящие меры для российских налогоплательщиков – дают определённый эффект, если можно использовать это слово в положительной коннотации, с точки зрения Путина и его ОПГ. Поэтому Кремль будет продолжать заниматься тем же самым. Они считают, что это работает. Конечно, они ошибаются в большой картине.
А большая картина проста – так называемый “мэйнстрим”, а не маргиналы, определяют большую политику объединённой Европы. Мэйнстрим будет стоять на принципах защиты территориальной целостности Украины и не пойдёт на какой-либо существенный раскол с политикой США. Не будем также забывать, что США являются основным членом НАТО с точки зрения финансирования и военной мощи, и поэтому Европа во многом обязана США своей безопасностью – как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Европа никогда не будет антагонизировать США в большой картине мира, что бы ни кричали, например, отдельные итальянские или венгерские компании, а также их политические лоббисты.
Рекомендация администрации США насчёт российских суверенных ценных бумаг является естественной: США ввели санкционный режим против ряда российских компаний, так или иначе (напрямик или косвенно) связанных с путинским режимом, и этим компаниям запрещено занимать капитал на американском рынке долгового финансирования. Выпуск суверенных облигаций РФ и продажа их, в том числе, американским инвесторам, может означать следующую схему: российское правительство занимает капитал на долговом рынке, где заёмщиком выступает РФ, а после этого, решением того же правительства, этот капитал, через Минфин и какие-либо госбанки, одалживается тем российским компаниям, которые попали под санкции. Такая вот модель “кривого” ухода от санкций через “заднюю дверь”. Вашингтон говорит: нет, не получится. Мы понимаем, что вы хотите сделать, но у вас ничего не получится. Более того, те европейские и азиатские банки, которые имеют свои представительства в США, подпадают под ту же логику Вашингтона. Они не променяют участие в таких сделках на б-о-ольшие проблемы для себя в США.
Существующий санкционный режим будет оказывать то же самое действие на российскую экономику, о котором я писал ещё в июле 2014 года: она будет продолжать быть токсичной для международного инвестиционного капитала, и средневзвешенная стоимость капитала для всех российских компаний будет оставаться исключительно высокой, делая большинство этих компаний убыточными в долгосрочной перспективе.