Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов направил министру культуры Владимиру Мединскому официальное письмо с просьбой открыть в селе Хорошево под Ржевом музей Сталина.
Зюганов также просит содействия министра в установлении памятника коммунистическому диктатору. По словам Зюганова, за создание музея Сталина высказывается 70 процентов жителей подмосковного Ржева.
Попытки коммунистов «вернуть» Сталина в российской истории в роли «спасителя Отечества» усиливаются накануне каждого праздника победы во Второй мировой войне. Однако 70-летний юбилей победы, отмечаемый на фоне роста реваншистских и шовинистических настроений в самой России – особый случай. С придыханием о Сталине в этой стране теперь говорят отнюдь не только коммунисты. Недавно одиозный журналист Виталий Третьяков, известный своими антиукраинскими и антизападными высказываниями, отметил, что отмечать День Победы на Красной площади без портрета Сталина – это кощунство. И это не просто личная точка зрения. Близкие к власти журналисты, как правило, учитывают мнение кремлевского начальства.
Сторонники возвращения Сталина в перечень официальных героев России, впрочем, пока действуют осторожно, пытаясь «прощупать» общественное мнение и приучить ее к восприятию образа бывшего генсека. Первый памятник тирану появился в оккупированном Крыму. Но это как бы памятник не Сталину, а участникам встречи в Ялте, рядом с советским лидером – руководители Соединенных Штатов и Великобритании, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. После того, как никакой серьезной реакции российского общества не наблюдалось, сталинисты перешли к следующему этапу возвращения своего кумира.
Местом этого возвращения выбран Ржев. Вождь редко выезжал на фронт, но ночь с 4 на 5 августа провел в простой крестьянской избе. После войны в этом невзрачном доме открыли библиотеку со стендами, посвященными приезду Сталина. Какого-то особого музея село Хорошево тогда не нуждалось: памятников и портретов Сталина было предостаточно везде. Эти памятники и портреты стали исчезать в годы борьбы с культом личности, тогда же ликвидировали и библиотечном экспозицию. Возвращать память о Сталине в Хорошево стали только при Андропове. А при Путине открыли мемориальную доску. Теперь вот Зюганов хочет музей и памятник. И это при том, что в Хорошево со Сталиным не связано решительно ничего – кроме случайно проведенной ночи. Но коммунистов это и устраивает: может сложиться впечатление, что их интересует даже не Сталин, а один из эпизодов войны, поездка верховного главнокомандующего в прифронтовую зону.
Как точно заметил один из руководителей общества «Мемориал» Никита Петров, «образ тирана пытаются протащить под соусом победы в Великой отечественной войне». И, судя по всему, в той версии истории войны и победы, которая сегодня насаждается в России властью, без Сталина действительно не обойтись.
Виталий Портников