«Каким бы ни был исход политического кризиса на Украине, он уже дал один очень важный результат, разрушив миф о российском могуществе», - пишет Ян Техау на страницах Le Monde.
Автор статьи отмечает, что на протяжении целого десятилетия Путин «пытался убедить мир и своих соотечественников, что Россия вновь стала великой державой». В этом российскому президенту помогал «исключительный тактический талант, относительно стабильная цена на нефть и Запад, погрязший в войнах и экономических кризисах».
Путин не понес ущерба в результате войны с Грузией, создал евразийский Таможенный союз для конкуренции с ЕС, обхитрил Запад в Сирии, «ловко воспользовался» Эдвардом Сноуденом и сорвал попытку Украины подписать соглашение об ассоциации с ЕС. «Все это он делал решительно, нагло и бесстыдно», – говорится в статье.
Мир начинал верить, что за таким поведением стоят реальные возможности; тактическое мастерство Путина и его «жестокость без комплексов» многие принимали за стратегическое мышление и качества государственного деятеля, полагает Ян Техау. «Ностальгирующие личности» даже говорили о необходимости новой восточной политики, считая Россию слишком могущественной, чтобы с ней можно было обращаться по правилам классической дипломатии.
На самом же деле, по мнению автора статьи, Россия «переживает упадок» и может лишь чинить препятствия другим, но не менять мир. А власть Путина – «относительна» и зависит от того, насколько Запад готов ей противодействовать.
«Разоблачить российский блеф» удалось «героическим демонстрантам Майдана», которым помогали США и Евросоюз, пишет Техау.
По мнению автора статьи, проект соглашения между Украиной и ЕС еще летом 2013 года «внушал смертельный ужас Кремлю». Чтобы помешать подписанию документа в Вильнюсе, Путин повлиял на Януковича «угрозами и посулами», а также «запугал» маленькую Армению, заставив ее присоединиться к «марионеточному евразийскому союзу».
Западные обозреватели долго усматривали в этих маневрах «великую стратегию по восстановлению неосоветской империи», но на самом деле «выкручивание рук соседу» свидетельствовало лишь об «отчаянии» путинской политической системы, «прогнившей изнутри», говорится в тексте.
По мнению Техау, «коррумпированная, псевдодемократичная» Россия не смогла понять, что украинцы преисполнены гражданских чувств и что их стремления не сводятся к обогащению. Люди на Майдане хотели «иметь право голоса». Ошибка и высокомерие Москвы заключается в том, что она видит в происшедшем лишь результат западного заговора, отмечается в статье.
«Владимир Путин потерял Украину 21 февраля. Когда население перестало бояться, ни у Януковича, ни у Путина не оказалось серьезных планов, – пишет Техау. – Чары развеялись, и миф о всемогуществе перестал существовать. В течение 48 часов власть рухнула – без насилия».
Дальнейшие события, по мнению автора статьи, будут зависеть от способности Запада извлечь для себя уроки из «невероятных событий», произошедших в Киеве в эти дни.