Ультранационалист Александр Дугин — это проповедник панславянского фашизма и тайный советник Владимира Путина. В чем его цель? Аннексировать часть Украины и восстановить Российскую Империю.
Он ненавидит Запад с его «дегенеративными» ценностями. Он уже давно призывает к аннексии Украины Россией. Он хочет создать «евразийскую империю» с центром в Москве. Интеллектуал-ультранационалист Александр Дугин долгое время мыкался где-то на задворках российской политической жизни. Но сегодня он оказался в самом центре игры, пишет французское издание Le Nouvel Observateur, передает Цензор.НЕТ со ссылкой на ИноСМИ.
После возвращения Владимира Путина в Кремль в 2012 году этого экстремиста и друга французского “национал-социалиста” Алена Сораля регулярно приглашают в российские государственные СМИ. Его борода старовера и сумбурные концепции произвели настоящий фурор. Этот проповедник идей Муссолини и православия (бывший соратник Эдуард Лимонов дал ему прозвище “Кирилл и Мефодий фашизма”) стал одним из главных пропагандистов режима. Как утверждает американский журнал Foreign Affairs, теперь он – “мозг” российского лидера.
Он – путинский Распутин? “Неизвестно, часто ли они видятся, но влияние Дугина значительно, особенно в последние несколько месяцев, – рассказывает бывший советник Кремля Марат Гельман, который знает их обоих уже 15 лет. – В последних выступлениях президент использует его тематику и даже фразеологию. Это пугает”.
Сам Дугин (официально он занимает должность заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ) говорит, что встречается с представителями власти “не реже раза в неделю”, и что он много работал с оказавшимся сегодня в опале бывшим политическим советником Путина Владиславом Сурковым. По его словам, он неоднократно отказывался от высоких постов в Кремле, потому что ненавидит “бюрократию”.
Тем не менее, на вопрос о встречах с “царем” он отвечает уклончиво. “Неважно, как это было, главное, что все мои идеи победили”, – отвечает он на прекрасном французском, который отточил на “Проклятых поэтах” Верлена. Более того, именно его радикальная идеология сегодня стала основой для внутренней и внешней политики российской власти. Поэтому Александра Дугина стоит послушать, чтобы понять, к какой печальной участи ведет Кремль свою страну и всю Европу.
Впервые мы встретились с ним в сентябре 2008 года, после российско-грузинской войны, пишет автор статьи. В тот момент он не скрывал злости на Путина, который “не осмелился пойти до конца” и “восстановить империю”. “Он не хочет перейти Рубикон, выступить против Америки”, – сказал тогда Дугин. Он уже тогда твердил о вторжении на Украину (ему еще несколько лет назад запретили въезд в страну) и том, что только ультранационалистическая “революция” может спасти российскую власть от популярных в Москве проклятых западных идей.
К нему не прислушались. “Было слишком рано”. Ему нужен был толчок. Этого пришлось ждать три года. 10 декабря 2011 года либеральная оппозиция организовала в Москве массовую акцию протеста против Владимира Путина. Впервые толпа потребовала, чтобы президент “убрался” подобно Мубараку и Бен Али. Это стало ударом для “национального лидера”. “Он больше не сомневался в выборе между нами и либералами”, – говорит Дугин.
Когда Путин вновь стал президентом в мае 2012 года, ультранационалисты вышли из тени. И быстро добились успеха. Они сформировали несколько политических клубов. Самым известным из них стал “Изборский круг”, который создал писатель-антисемит Александр Проханов со своим другом Дугиным. На первом собрании председателем стал новый министр культуры и прославившийся ревизионистскими взглядами историк Владимир Мединский. Присутствовал там и священник, причем не из последних: архимандрит Тихон, “духовник” Путина.
На заседании была принята программа клуба, в которой утверждается, что “на данном историческом этапе идеологией России должно стать строительство Евразийской Империи – универсальной модели государственного устройства”. Обратный отсчет начался. Полтора года спустя Россия аннексирует Крым, а архимандрит Тихон назовет это “победой”.
По мнению Александра Дугина, это стало “революционным” геополитическим шагом, “окончательным разрывом с западной системой”. Но он хочет пойти еще дальше. Аннексировать юго-восток Украины, “Новороссию”, как говорит теперь Владимир Путин. Там у него есть “сотни” сторонников, молодых сепаратистов из его Международного евразийского движения. “Некоторые принимают активное участие в нынешних акциях”, – говорит Дугин.
Дугин дает им указания из Москвы и даже сам бывает на месте событий (запрет на въезд в страну был отменен президентом Януковичем в 2010 году). “Лучше всего было бы, если бы российская армия перешла границу”. Когда? “Как только будут созданы все условия”. А потом? Раз Дугин – почти официальный пропагандист, на этот счет он говорит с осторожностью. Он уверяет, что не хочет военного вторжения на другие “русские земли”.
Он отмечает лишь, что Путин “начал возвращение к имперской этике”. Понимайте, как хотите. В 2008 году он был откровеннее: “Советская империя будет восстановлена различными средствами: силой, дипломатией, экономическим давлением… Все будет зависеть от места и времени”.
О российских планах в Европе он говорит охотнее: “Это ключевая территория в войне с атлантизмом”. Ему искренне жаль, что “у Сталина не было военных ресурсов для вторжения в Западную Европу”. Сегодня он хочет нейтрализовать ее, отделить ее от США. Как? Помогая европейским ультраправым партиям прийти к власти или, по крайней мере, дестабилизировать существующие правительства: “Мы будем поддерживать бунт народов в грядущем экономическом и общественном кризисе”.
Дугин уверяет, что Кремль решил поддерживать ультраправый интернационал повсюду в Европе. Вот тому доказательство: во время своего последнего выступления на телевидении 17 апреля президент России приветствовал венгерского премьера-ультранационалиста Виктора Орбана, который поддержал действия Москвы в Украине, получив в обмен снижение цен на газ. Путин даже не без удовольствия отметил высокие результаты неонацистской партии “Йоббик” на выборах в Венгрии. “Это знак”, – считает Дугин.
И это еще не все. В декабре президент назначил руководителем нового информагентства, которому поручена международная пропаганда России, не скрывающего своих гомофобских взглядов телеведущего: речь идет о Дмитрии Киселеве, товарище Дугина. Другой сигнал: в апреле спикер Думы Сергей Нарышкин с большой помпой принял в стране Марин Ле Пен. Присутствовал на встрече и Дугин, который консультирует Нарышкина и хорошо знает отца нынешнего лидера Национального фронта. Для него Франция – одно из приоритетных направлений. В прошлом году он принял участие в митинге против однополых браков в Париже по приглашению одной из ультраправых групп. Но не забывает он и о других государствах. Как он надеется, его друзья-неонацисты в скором времени возьмут в руки власть в Румынии, Греции и Нидерландах.
Но главное в его борьбе – это, конечно, Россия. Кремль недавно объявил в стране культурную войну. 12 декабря Путин произнес в парламенте такие слова: “И мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной”. Лидером его крестоносцев стал молодой министр культуры Владимир Мединский, которого уже прозвали “путинским Геббельсом”.
“Мы отталкиваемся от того, что Россия – это особая цивилизация, цивилизация европейского типа по географии и расе», – рассказал в интервью le Nouvel Observateur этот большой почитатель Марин Ле Пен (еще один). По его словам, «россияне настолько консервативны, что считают себя последними носителями ценностей древней европейской и римской цивилизации». Он категорически не приемлет “мультикультурализм и толерантность”. Кроме того, он против однополых браков и “некоторых форм современного искусства”. В чем его цель? Бороться с “вредоносным влиянием Запада”.
Недавно Мединский распорядился остановить съемки фильма о Чайковском, посчитав, что великого музыканта в нем представили латентным геем. “Он им не был”, – упрямо говорит этот ярый гомофоб. «Но это же подтвержденный архивами исторический факт», – возражает один из авторов сценария, режиссер Кирилл Серебренников. Кроме того, министр собирается провести закон, запрещающий “грубые выражения” в театре. Первое нарушение будет караться штрафом. После второго постановку могут запретить. “Менталитет пещерного человека”, – возмущается Серебренников. Происходящее сегодня в стране не укладывается у него в голове.
Мединский хочет приструнить культурное сообщество. После присоединения Крыма он потребовал от артистов подписать петицию в поддержку президента России. Многие согласились. “Некоторые добровольно, другие из страха лишиться государственного финансирования”, – объясняет писательница Людмила Улицкая. Сама она приняла участие в акции протеста против этой аннексии. От артистов требуют принести присягу верности власти.
В сердца вновь возвращается страх. Противников войны с Украиной Путин называет не иначе как предателями и пятой колонной, как во времена Советского Союза. «Нужно покончить с этими проамериканскими либералами, они – наши враги», – горячится Александр Дугин. Он уже обнародовал целый список «антироссийских» СМИ. В первых строчках значатся редкие сейчас в стране независимые информационные сайты. «Кремль пытается закрыть последние окна свободы», – говорит политолог Лилия Шевцова….
Но в чем цель всех этих инициатив? “Подготовить коронацию Путина”, – говорит Людмила Улицкая.
“Да, народ просит его стать Цезарем”, – уверен Александр Дугин. По его мнению, российский лидер в скором времени начнет государственные реформы для продления своей “авторитарной” власти на “неопределенный” срок. Какие реформы? “Самый простой способ – это изменить конституцию”. Кроме того, он думает, что Кремль создаст “Орден Путина”, “нечто вроде масонской ложи”, в которую войдут идеологически проверенные деятели. Их задачей будет подготовка преемника “национального лидера”. И если такой орден действительно создадут, Дугин хочет быть его частью.