Дискуссия в рамках Совета НАТО-Россия подтвердила, что стороны закоснели в неправильном понимании друг друга. Провокации российских военных самолетов накануне встречи показывали, что Москва не хочет реального диалога, полагают СМИ.
“Такие полеты были глупостью в 1986-м (когда так делали и мы) и остаются глупостью сейчас, – пишет Ставридис. – Но создавать менталитет “страна против страны” непродуктивно для США”.
Целью мало что решающего, но очень символичного заседания Совета Россия-НАТО 20 апреля было определение порядка возобновления диалога Москвы с альянсом, приостановленного в апреле 2014 года, пишет Le Monde. По словам одного дипломата, настало время “вновь открыть дискуссионный канал”. Парижу и Берлину удалось убедить наиболее сопротивляющихся диалогу с Россией партнеров – страны Балтии, Польшу и Канаду, пообещав им, что возобновление дискуссий не подразумевает возвращения к сотрудничеству и превращения России в полноценного партнера.
Члены НАТО продолжают призывать Кремль пересмотреть решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, чтобы успокоить страны Восточной Европы, опасающиеся, что история с аннексией Крыма быстро забудется.
Париж и Берлин постарались не допустить, чтобы предстоящий саммит в Варшаве превратился в обличительный суд над Россией, говорится в статье.
По словам неназванного сотрудника НАТО, участвовавшего в первом за два года заседании Совета НАТО-Россия в среду, встреча всего лишь подтвердила, что стороны “закоснели в неправильном понимании друг друга”, сообщает Politico.
“У НАТО и России глубокие и стойкие разногласия. Сегодняшнее заседание этого не изменило”, – заявил журналистам генсек НАТО Столтенберг.
Во время переговоров о транспарентности и снижении риска, сопряженного с военной деятельностью, полпред РФ Александр Грушко заявил, что НАТО следует “больше не разрастаться, как грибы”, на восточном фланге. Полпред США в НАТО Дуглас Лют возразил, что в 2014 году НАТО полгода выжидало после аннексии Крыма Россией и только после этого решило нарастить контингент в Центральной Европе.
Столтенберг раскритиковал российскую версию причин конфликта на Украине. “Россия дестабилизирует Восточную Украину, оказывая поддержку сепаратистам, предоставляя им боеприпасы, финансирование, технику, а также обеспечивая командно-контрольные функции”, – сказал он.
Американцы выразили Грушко свою обеспокоенность полетами российских самолетов вблизи американского самолета и военного корабля. Тот ответил, что Россия восприняла присутствие американского военного корабля на Балтике как потенциальную угрозу, передает издание.
“Представители стран НАТО и России встретились в среду на фоне растущей военной напряженности между Россией и США”, – сообщает The Wall Street Journal.
Никаких соглашений заключено не было. Состоялась дискуссия в формате вопросов и ответов, которая продолжалась около 3,5 часов – намного дольше запланированного, что, по словам чиновников, является признаком откровенного диалога.
“У нас состоялась откровенная и серьезная дискуссия, – заявил после встречи генсек НАТО Йенс Столтенберг. – Союзники по НАТО и Россия придерживаются совершенно различных взглядов. Но мы выслушали то, что имел сказать каждый из нас”.
“Чиновники НАТО покинули встречу с некоторой надеждой на то, что коммуникации между армиями Москвы и альянса могут возобновиться ради минимизации риска военного столкновения”, – говорится в статье.
Во время встречи представитель США Дуг Льют требовал от россиян разъяснений по поводу инцидентов в Балтийском море – перехватов российской авиацией американских военных самолетов и эсминца.
“Наши самолеты действовали полностью в соответствии с нашими соглашениями”, – заявил постпред России при НАТО Александр Грушко после встречи. Главный вопрос – почему эсминец, оснащенный крылатыми ракетами с радиусом действия в 1550 миль, которые могли быть ядерными, подошел так близко к Калининграду, сказал Грушко.
Грушко также заявил, что НАТО проводит милитаризацию Балтийского региона. Чиновники альянса подчеркнули, что это агрессия России на Украине вынуждает их укреплять оборону на востоке.
Во время долгой дискуссии по Украине представители Запада требовали от России вывести оттуда военную технику, а Грушко настаивал на том, что Украина должна провести конституционные реформы, говорится в статье.
“Инциденты, произошедшие на прошлой неделе в небе над Балтийским морем, похоже, лишь подтвердили призывы к скорейшему возобновлению диалога ради минимизации угрозы военной эскалации”, – пишет обозреватель Der Tagesspiegel Клаудиа фон Зальцен. Речь идет о пролете российского истребителя-бомбардировщика в непосредственной близости от американского эсминца, а также о перехвате российским истребителем американского самолета-разведчика.
“Тот факт, что российское руководство вступило в переговоры на фоне подобной опасной и бессмысленной демонстрации силы, а очередной раз доказывает: Москва не заинтересована в реальном диалоге”, – полагает журналистка.
Аннексия Крыма, а также российское вторжение в Восточную Украину похоронили надежду на плодотворный диалог между Россией и Западом. “В этот раз представителям 29 стран-членов НАТО пришлось выслушать шквал критики в связи с усилением военного присутствия альянса в Восточной Европе. НАТО указывает, что таким образом оно реагирует на российские действия на Украине”, – пишет автор, призывая “называть вещи своими именами”.
НАТО наверняка имеет достаточно доказательств присутствия регулярных российских войск на Донбассе, полагает журналистка. Однако до сих пор европейцы и США молча подыгрывают российскому руководству, утверждающему обратное. “Подобная сдержанность не способствует разрешению конфликта: Запад лишь усиливает эффект пропаганды Москвы”, – говорится в статье.
“Путин играет с огнем, допуская такие гиперагрессивные маневры”, – пишет в Foreign Policy экс-командующий ОВС НАТО в Европе Джеймс Ставридис. 12 апреля российский “Су-24” пролетел всего в 50 футах (15 м. – Прим. ред.) от американского эсминца “Дональд Кук” на высокой скорости и очень маленькой высоте. Как утверждает Ставридис, по правилам открытия огня корабль имел полное право использовать оборонительное оружие.
17 апреля российский “Су-27” исполнил бочку над американским самолетом “Boeing RC-135”. “Это было очень опасно и напоминало скорее воздушный балаган, которым прославился фильм “Лучший стрелок”, – пишет Ставридис. – Два самолета “F-14″ из моей авианосной ударной группы умудрились столкнуться при выполнении такого маневра в 2004 году. Такие полеты были глупостью в 1986 году (когда так делали не только русские, но и мы) и остаются глупостью сейчас”.
“Напряженность между Вашингтоном и Москвой достигла высочайшего уровня с момента окончания холодной войны”, – продолжает автор. “Но как нам избежать возврата к менталитету холодной войну и все же противостоять Москве, когда того требуют нормы поведения?”
“Первое правило – действовать многосторонне. Создавать менталитет “страна против страны” непродуктивно для США”, – убежден Ставридис. Несмотря на провокации Москвы, Америка “должна продолжать свои операции под эгидой НАТО, в том числе в русле Инициативы по обеспечению безопасности в Европе”.
“Во-вторых, нам нужно давать отпор России – но только когда мы должны”, – говорится в статье: следует сохранить санкции до полного выполнения Москвой “Минских соглашений”, настаивать на смещении Асада, ставить России на вид грубые нарушения прав человека.
“Третье: нужен более передовой подход к сотрудничеству в сферах борьбы с терроризмом, наркотиками и пиратством”, – пишет автор.
“И наконец, на тактическом уровне было бы разумно чаще проводить переговоры с Россией по текущим протоколам военного взаимодействия наших войск”, – указывает Ставридис.
“Если мы не будем пресекать провокационные действия, вроде совершенных российскими самолетами, рано или поздно мы дождемся огня на поражение и, возможно, более опасной конфронтации, – не исключает он. – США, со своей стороны, следует быть откровеннее по поводу размещения войск вокруг российской периферии и подчеркивать, что Америка не рассматривает возможность никаких наступательных действий – имеет смысл сделать это в Совете Россия-НАТО”.
“Нам не стоит возвращаться к холодной войне, но, чтобы этого избежать, потребуется сдержанность, здравый смысл и дипломатия – особенно со стороны Москвы и Вашингтона”, – заключает Ставридис.