Последние новости
22 января 2025
21 января 2025

Два года оккупации Крыма, – журналист

no image

Доказательством существования геноцида не должен стать новый геноцид

Об этом пишет Айдер Муждабаев, журналист, медиаменеджер, заместитель гендиректора телеканала ATR.

Наступила вторая годовщина оккупации Крыма Россией. За эти два года украинская власть, кроме общих деклараций, не сделала практически ничего. При этом украинское общество прошло путь к пониманию, что такое для Украины Крым и кто такие для Украины крымские татары.

Большинство украинцев понимают: крымские татары – люди, являющиеся сейчас самой Украиной в Крыму. Они первыми помогали окруженным украинским солдатам на полуострове, первыми выражали свое мнение на пикетах и митингах, а сейчас, насколько это возможно, – первые сопротивляются волне репрессий, обрушивающейся на Крым все с большей силой.

Поддержка украинцами крымских татар, по моим ощущениям, достигает 90%. Судя по звонкам в студию телеканала ATR, по обращениям и письмам, по комментариям на моей странице в Facebook, украинцы прекрасно понимают, о чем идет речь, и что должно сделать государство в защиту крымскотатарского народа. Они прекрасно понимают, что крымским татарам нужна национально-территориальная автономия с гарантией соблюдения их прав в дальнейшем: права на свой язык, историю, образование и сохранение естественной исторической среды. Это не что-то из ряда вон выходящее – это нормальная европейская практика.

Наверное, украинское государство мало что может сейчас сделать, но не делаются даже элементарные вещи. Пусть прозвучит эгоистично, но, по моему мнению, работа телекомпании ATR, где я являюсь заместителем генерального директора, – это стратегический вопрос для Украины и для Крыма. В апреле 2015 года президент Петр Порошенко сказал, что вещание крымскотатарского телеканала в Украине и Крыме – дело чести, и я с ним согласен. Тем не менее, за прошедший год ATR не получил со стороны государства никакой поддержки, кроме лицензии на вещание и возможности вещать в социальных пакетах кабельных сетей. Спутниковое вещание на Крым оплачивает сама телекомпания ATR. Телеканалу-беженцу снова грозит закрытие, но на этот раз не в оккупированном Крыму, а в Киеве; не политическим причинам, а по финансовым. А ведь это ключевой элемент информационной политики государства по Крыму. На момент закрытия ATR на полуострове был самым популярным телеканалом среди крымчан.

Еще один пример бездействия государства – процесс декоммунизации в Крыму, который так и не начался. Комитет Верховной Рады рекомендовал принять закон о десоветизации топонимов на полуострове лишь после его деоккупации. Причем рекомендовано вернуть лишь 70 крымскотатарских названий, хотя Сталин переименовал 1300. Это плевок в сторону крымских татар, чьи названия были стерты. Получается, Верховная Рада не способна сделать даже символические шаги в сторону крымских татар. Ведь это ничего не стоит – обновятся лишь карты.

Среди прочих потребностей крымчан, где им могло бы посодействовать государство, можно говорить о специальных программах для студентов, упрощении поступления в украинские вузы. Если человек вынужден был бежать из полуострова по политическим мотивам, государство должно ему каким-то образом помогать. Кроме того, важно строить на границе с Крымом некий прототип будущей крымскотатарской автономии в виде технопарков, хабов, которые бы обслуживали людей, оказывали им юридическую поддержку и т. д.

И самое главное – в Крыму начинается массовая волна репрессий против крымских татар. Со временем она будет только усиливаться. Эта репрессивная машина по-другому просто не работает, и задний ход никогда не дает.

К ней нужно быть готовым, нужно поднимать этот вопрос в международных организациях и обращать внимание мирового сообщества – начинаются этнические преследования. Это отображено и в официальных документах, и в интерактивных картах по соблюдению прав человека, и в заявлении Европарламента, и в докладе Amnesty International (где идет речь о том, что на первый план репрессий в Крыму уже давно вышли преследования против крымскотатарского народа).

Нужно бить во все колокола. Нельзя доводить до брутальных последствий, очередного геноцида. Люди, полагающие, что ничего такого не происходит, либо намеренно лгут, либо не знают историю. Если в истории были примеры геноцидов, то нужно извлечь из этого уроки и не доводить больше до такого. Доказательством существования геноцида не должен стать новый геноцид. Нужно выстраивать оборону для людей. Это, по моему мнению, одна из основных задач Украины на международной арене.


Все статьи