Постепенно и плавно Россия входит в новый этап своего развития или деградации — это уж как кому нравится.
Главный начальник страны стал заговариваться, пишет на портале ЕЖ российский журналист, военный эксперт Александр Гольц.
Очевидно, что он придавал встрече с финским президентом большое значение — нечасто теперь Путин общается с западными лидерами. К этой встрече была припасена и важная инициатива — обещание провести Совет Россия-НАТО через неделю после саммита Североатлантического альянса. Более того, идя навстречу напуганным жителям балтийского региона, главный начальник велел МИДу и Министерству обороны обсудить с западными коллегами вопрос о том, чтобы военные самолеты летали теперь с включенными транспондерами — устройствами, обозначающими национальную принадлежность самолета. Все это можно только приветствовать. В условиях новой «холодной войны» жизненно необходимы новые переговоры о мерах взаимного доверия — все, что обеспечит новое мирное сосуществование.
Однако преподнесены были эти инициативы с поразительной словесной неряшливостью. Путин, к примеру, поведал, что «количество полётов стран НАТО над Балтикой в таком режиме в два раза превышает эффективность полётов российской авиации». И сравнил, таким образом, количество полетов с их эффективностью. Мало того, он пообещал: «Попробуем начать диалог с НАТО на саммите в Брюсселе». Но если речь о саммите НАТО, то Россия в нем уж точно не участвует. Так где же глава российского государства собирается начать диалог?
И, наконец, разъясняя неразумным финнам, сколь пагубно для них будет сближение с НАТО, Путин привел ошеломляющий пример миролюбия Москвы: «Напомню вам, что Россия приняла решение и реализовала его: мы от финско-российской границы отвели наши войска на расстояние 1500 километров». Причем повторил это трижды. Если понимать Путина буквально, то это означает, что между Москвой и финской границей вообще нет российских войск…
Подозреваю, что путинофилы тут же упрекнут меня в мелочных придирках. Рейган, там, или Буш-младший еще не такое брякали. Это правда. Но правда и то, что их тут же «уточняли» подчиненные. Для этих случаев и существует сонм секретарей. Никаких неясностей не возникало. Здесь же ситуация иная: все путинские оговорки в точности, без поправок воспроизведены на официальном сайте Кремля.
Остается полагаться лишь на Андрея Колесникова из «Коммерсанта», который утверждает, что глава кремлевской администрации Сергей Иванов разъяснил, что имел в виду главный начальник: «Глава администрации… пояснил, что тут содержалась неточность: Владимир Путин имел в виду не глубину, а ширину:
— От Ленинградской области до Мурманска наших войск на границе вообще нет! — развел он руками».
Таким образом, внешняя политика России явно переходит в новое качество, глава ядерной державы и верховный главнокомандующий, который единолично принимает решения в сфере обороны и безопасности, стал, как минимум, выражаться крайне неточно. В некоторых случаях удается догадаться, что он имел в виду, в других — нет. Следует ждать появления официальных толкователей туманных речей. Пока на эту должность явно претендует Сергей Иванов.
В тот момент, когда Путин ставил в тупик руководство Финляндии, в Москве заявила о себе задорная чекистская молодежь. Окончание академии ФСБ она отпраздновала проездом по улицам столицы на 30 «гелендвагенах». Пусть знает страна, какие крутые парни будут отныне обеспечивать ее безопасность. Отставники из КГБ тут же начали блажить: как можно, секретность нарушается, нескромность проявляется. А вот руководство ФСБ многозначительно молчит. Не исключено, что эти сопливые аристократы (помните слова Николая Патрушева о том, что чекисты — новые дворяне) угадали важную политическую тенденцию: российским спецслужбам мало тайной секретной власти. Сегодня они хотят эту власть демонстрировать. Не сегодня-завтра прикрутят песьи головы и метлы к «гелендвагенам». Чтобы никто не смел сомневаться в речах начальства.