Европе и США пора пересмотреть стратегию в решении российско-украинского конфликта. Помимо диалога с Кремлем и санкций, стоит задуматься об усилении Украины.
Об этом заявил Карл Бильдт:
“Тезис о том, что конфликт в Украине не может быть решен военным путем, стал мантрой для западных политиков и аналитиков. Единственный способ достичь стабильности и мира на востоке страны — дипломатический, с уверенностью заявляют они.
Но, несмотря на договоренность в Минске о прекращении огня, насилие со стороны боевиков, проявившееся в агрессивном выдавливании украинских войск из Дебальцево, продолжается. И это говорит о том, что пора задуматься, как помешать Кремлю завершить российско-украинский конфликт военным путем и в свою пользу.
Три влиятельных американских экспертных центра уже занялись этим вопросом и пришли к выводу, что США должны не только увеличить поставки в Украину нелетальной военной помощи — беспилотников, бронированных автомобилей и медицинского оборудования, но и предоставить летальное вооружение.
Европейские правительства пока не желают пересмотреть свой отказ в предоставлении Украине оружия и продолжают твердить о безальтернативности дипломатического решения.
Конечно, для самой Украины военное противостояние с РФ один на один — не лучший вариант. В прошлом году, когда украинская контратака практически разгромила сепаратистов в Донецкой области, показалось, что страна сможет вернуть себе захваченные территории самостоятельно. Но Кремль отправил на помощь боевикам российских солдат, и у более слабой украинской армии не осталось шансов.
Этот эпизод демонстрирует, что РФ готова любыми средствами препятствовать военному разгрому сепаратистских образований, которые она сама же создала и отправила в бой. Эту готовность не поколебали даже ощутимые потери российских войск за время конфликта. Поэтому шансы Украины на восстановление контроля над Донбассом военным путем настолько призрачны, что не стоит и пытаться.
Если же говорить о долгосрочных планах сепаратистов и их российских хозяев, то они тоже не сулят Украине ничего хорошего. Помимо снабжения боевиков продвинутым тяжелым вооружением, Россия снаряжает своих специалистов для обучения сепаратистов, стремясь создать из них армию, способную атаковать.
Такая армия, как надеются лидеры боевиков, позволит им получить контроль над всей территорией Донбасса. Тогда у них появилась бы возможность попытаться расширить границы так называемой Новороссии до Черноморского побережья, включая Одессу. Возможно, некоторые мечтают даже о походе на Киев.
Чтобы предотвратить подобный сценарий, необходим комплекс мер. Разумеется, это активный политический диалог с Кремлем и экономические санкции, дающие понять, что продолжение агрессии дорого обойдется России. Но вместе с тем стоит сосредоточиться на усилении Украины во всех смыслах этого слова.
Политическая и дипломатическая поддержка, безусловно, важна. Но куда важнее помощь в проведении реформ, борьбе с коррупцией и способствовании экономическому росту Украины. Недавняя договоренность с МВФ имеет огромное значение в краткосрочном периоде, а соглашение с ЕС о всеобъемлющей зоне свободной торговли — вопрос стратегического значения.
Кроме того, если сепаратисты при поддержке России будут верить, что могут занять Донбасс и побережье Черного моря, международные партнеры Украины должны помочь ей обороняться.
В столь напряженной ситуации всегда найдутся горячие головы, готовые воевать до победного конца. Но гораздо опаснее в этом случае прагматики, умеющие находить слабые места. Если обороноспособность Украины покажется РФ и сепаратистам слабым местом, они попытаются захватить новые территории. Ни о каком политическом или дипломатическом компромиссе не будет и речи.
Эксперты по безопасности должны определить, какие действия следует предпринять США и Европе для усиления обороноспособности Украины. Запросы о нелетальном оборудовании, представленные президентом Петром Порошенко на Мюнхенской конференции по безопасности, могут подсказать, в каком направлении стоит двигаться.
Канцлер Германии Ангела Меркель и другие западные лидеры, несомненно, правы, когда говорят, что военного решения конфликта в Украине не существует. Но год переговоров и нарушенных договоренностей продемонстрировал, что и одной лишь дипломатией обойтись не удастся. Только уничтожив или хотя бы серьезно уменьшив шансы РФ и сепаратистов на успешное продолжение их военной кампании, Украина и ее партнеры могут надеяться на политическое решение, которое принесет стране длительный мир.”