О путях выхода из украинского кризиса, действенности санкций и допущенных сторонниками евроинтеграции ошибках корреспондент Die Presse Кристиан Ульч побеседовал с бывшим президентом Польши Александром Квасьневским.
По мнению Квасьневского, для урегулирования конфликта Россия должна “вывести с территории Украины своих солдат”, прекратить “поддержку сепаратистов”, “дать украинским властям время на реформирование и децентрализацию государства”, установить для них “разумную цену на газ” и прекратить “экономическую блокаду”. Сам экс-президент считает этот сценарий “нереалистичным”.
Он полагает, что “Европе нужно готовиться к долгому кризису”, так как “в распоряжении господина Путина много времени” и “некоторое количество инструментов: у него есть газ, нефть, золото, войска, пропаганда и пара сторонников на Украине”. У Европы же рычагов влияния, напротив, немного, считает собеседник Die Presse. В частности, он выразил “сомнение” в эффективности санкций: это “признак не силы, а слабости. У кого нет других рычагов, тот вводит санкции”. Российское руководство сможет списать на них ослабление своей экономики (“такую политику на протяжении 50 лет проводил [Фидель] Кастро”), к тому же штрафные меры сказываются и на европейских странах. Тем не менее, признал Квасьневский, в отсутствие альтернатив санкции “необходимы”. “Теоретически политику России могла бы изменить” консолидированная энергетическая политика Европы, добавил он.
Прямой военной агрессии со стороны России не будет, полагает Квасьневский, да “это и не требуется – Путин может подождать, когда у Украины начнутся экономические затруднения. Если Россия перекроет газ, зима будет иметь трагические последствия”.
Бывшего президента Польши устроил бы вариант, при котором Украина становится частью ЕС, но не вступает в НАТО, однако он сомневается, что “Россия отнеслась бы с уважением к такому украинскому нейтралитету”.
По его мнению, “теоретически” было бы правильно подписать соглашение об ассоциации с Украиной не на саммите в Вильнюсе, а “еще за пару месяцев до него”, тем более что ЕС был готов сделать это и без освобождения [Юлии] Тимошенко.
Законопроект о лишении русского языка официального статуса в регионах Квасьневский считает ошибкой: “Тогдашний президент закон не подписал, но российская пропаганда им сразу же воспользовалась”.
В заключение бывший президент прокомментировал бегство Виктора Януковича. Сославшись на слова “украинских министров”, он рассказал, что во время переговоров 21 февраля Янукович созванивался с президентом РФ Владимиром Путиным, и за стол вернулся “белым как мел и обессиленным”. “По всей видимости, он понял, что лишился поддержки, – сказал Квасьневский. – Янукович не был (так в оригинале. – Прим. ред.) храбрецом и потому решил бежать. Я согласен с [Александром] Лукашенко: президенту не обязательно ежедневно проявлять героизм, но бывают случаи, когда это необходимо. Янукович был обязан пойти на риск и остаться”.