Затянувшееся тучами небо и моросящий дождь, который не мешает, ровно как и два года назад. Все как в песне Бориса Гребенщикова «Небо цвета дождя»: такое же лирическое настроение и «шли, потому что иначе нельзя».
Вторая годовщина начала Евромайдана. В киевском метро люди с желто-голубыми букетами, а региональные СМИ пишут о мероприятиях, приуроченных ко дню начала Майдана.
Среди фотографий с той ночи 21 ноября 2013 года в социальных сетях появляются сообщения о вооруженных людях на административной границе с Крымом в поселке Чаплынка. Журналисты АTR, которые находятся непосредственно на «продуктовой блокаде» в Херсонской области, сообщают о случившемся конфликте между правоохранительными органами и активистами блокады. Во главе правоохранителей – Илья Кива, бывший заместитель начальника Херсонской милиции, а ныне руководитель департамента МВД по противодействию наркопреступности. Противостояние между милицией и активистами произошло из-за нежелания последних допустить ремонт недавно подорванной линии электропередач.
Сразу после этих новостей, замдиректора ATR Айдер Муждабаев призвал всех крымских татар, которые были в Киеве, прийти под администрацию президента, чтобы обратить внимание Главы державы на происходящее на админгранице.
– Поверните флаг, тамга должна быть справа, – говорят активисты возле АПУ.
Всех собравшихся уже ждали колонны силовиков в форме и масках. От протестующих их отделяли только металлические ворота, которые открывались лишь при въезде некоторых автомобилей, чьи номера сверял охранник. За колонной были люди в темно-синих униформах и касках, хорошо запомнившихся по фото, видео и глаза в глаза на Майдане.
Со стороны улицы Институцкой стали слышны громкие голоса, а под светом ночных фонарей развевались флаги. Люди с Майдана Независимости поднялись к администрации, чтобы присоединиться к акции.
– Слава Украине! Слава крымским татарам! Смерть врагам! – доносилось все ближе и ближе.
Огромная волна людей заполняет собой периметр, свободный для митинга. Кто-то начал петь гимн Украины, его тут же подхватывает большинство. На стене административного здания поднимают плакат «Симферополь». Язык общения – русский или украинский, что, кстати, не имеет значения.
Не настолько важен он и для парня в форме «милитари», который переводит иностранным журналистам речь выступающего у микрофона. Слова о крымской блокаде он интерпритирует в ключе массового недовольства Президентом Порошенко. А в этот момент Муждабаев сообщает о том, что крымскотатарскую журналистку ударили прикладом автомата и она находится в больнице. Гульсум, пострадавшая от потасовок между правоохранителями и активистами на блокаде, была с первых дней на Чонгаре.
В толпе это вызывает возмущение и народ начинает скандировать лозунги против Порошенко и министра внутренних дел Арсена Авакова. Эти речевки быстро подхватывают молодые люди с закрытыми лицами, у одного из них за спиной дубинка, такая, как у полицейских.
– Все хорошо, я пришла, а тут много моих, не ожидала их встретить. Ничего, пускай знает. Он думал, что мы только 1 декабря к администрации подойдем, а мы уже сегодня. – говорит по телефону женщина.
Ее беседу перерывает рев мотора и слепящий свет. На Банковую приехал «Автомайдан». Протестующие встречают машины с огромным энтузиазмом и воодушевлением. К самим железным воротам силовиков подъезжает машина с мощными сабвуферами. На багажнике наклейка с портретом Порошенко. Из колонок начинает раздаваться «Океан Эльзы», повстанческие мотивы и песни о Майдане.
«Автомайдан» выражает свою всяческую поддержку крымским татарам. Говорит о преступлениях Российской Федерации на территории Крыма. Вспоминает Сенцова, то, как подружились с ним в Симферополе. Представители «Автмайдана» также говорят об отмене закона о свободной экономической зоне. Протест против Порошенко накапливается в воздухе и подпитывается лозунгами «банду геть!»
И как сильный дождь в невыносимую крымскую жару, всех охлаждает своей речью глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, который вернулся с переговоров с Президентом.
– Единственный враг для украинцев и крымских татар сейчас оккупировал Крым, и мы не должны ссориться между собой. На блокаде Крыма произошло недоразумение, которое должны исправить.
После Чубарова слово взял национальный лидер крымскотатарского народного движения Мустафа Джемилев. Речи обоих внесли порядок в повестку акции и структурировали последующих выступающих.
Еще до того, как появятся первые сообщения о выключении электричества в Симферополе, Ялте, Севастополе, Феодосии, Евпатории, а на севастопольском городском форуме будут обсуждать действия оккупационной власти, которая не позаботилась о крымчанах в эти минуты отсутствия света, станет понятным, что это не акция солидарности, не напоминание, что «Крым – это Украина», не реакция на очередной обыск ФСБ.
Это первая акция в Киеве против оккупации Крыма. Это требование к государству, часть территории которого сейчас под чужими государственными флагами и чужим Уголовным Кодексом, который судит без разбору и на 20 лет, сказать свое слово. Первая, с опозданием в два года. И «лучше поздно, чем никогда» в данном случае неуместно.
Татьяна Безрук, крымчанка