Власть потеряла часть сторонников, успеха добились сразу несколько партий, а проблемы возникли в неожиданных местах, пише директор Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Сегодня я оцениваю ситуацию с выборами несколько более оптимистично, нежели накануне голосования. Если оценивать первый тур, я бы отметил, что выборы закончились своеобразной «боевой ничьей» власти и разнообразной оппозиции. Власть в лице правящей партии, конечно, потеряла часть сторонников, рейтинги снизились, но при этом ей удалось сохранить лидерство во многих регионах.
Также относительными победителями могут себя чувствовать сразу несколько политических сил: Самопоміч, которая очень успешно выступила, особенно в крупных городах, Батьківщина, которая увеличила свои рейтинги (хотя при этом не стала абсолютным победителем, как многие ожидали). Свобода очень серьезно укрепила свои позиции, но в основном за счет того, что сама власть сделала ей немало «подарков» накануне выборов – я имею в виду конфликты со свободовцами. Голосов ей добавило и то, что Правый Сектор в выборах не участвовал. Ситуация с рейтингами Свободы и УКРОПа свидетельствует о радикализации части общества, и это нужно принимать во внимание. Но в целом можно говорить о «боевой ничьей».
Кто оказался относительно проигравшим? Это Оппозиционный блок, не получивший тотальной победы на Востоке и Юге по разным причинам, в том числе и из-за собственных ошибок, договорняков по Харькову, Одессе и некоторым другим регионам, и Радикальная партия, которая не провела активную избирательную кампанию, что снизит ее результаты даже по сравнению с прошлогодними выборами.
Я более оптимистично настроен в отношении второго тура. Во-первых, в большинстве городов мы видим явных лидеров на мэрских выборах. Кое-где, как в Харькове, можно говорить, что выборы состоялись уже в первом туре, где-то, как по Львову и Одессе, ситуация остается неопределенной, и еще вполне возможно, что там победитель определится еще в первом туре, я этого не исключаю. Если же состоится второй тур, то с высокой вероятностью победят действующие мэры.
Потенциально наиболее конфликтный регион по второму туру – это, конечно, Днепропетровск. Но то, что Филатов занял первое место в этом туре, существенно усиливает его шансы во втором и снижает риски конфликта в городе. Конфликт был бы возможен в том случае, если бы побеждал Вилкул, и команда Коломойского не признавала этой победы. Если же будет побеждать Филатов, то и особого конфликта не будет, хотя риски остаются.
Проблемы же возникли не совсем там, где их ожидали: в ряде населенных пунктов в Донбассе, в особенности, в Мариуполе. И возникли они, на мой взгляд, в том числе и из-за процедурных проблем. В частности, из-за того, что законодатель и ЦИК пошли на такой сомнительный шаг, как возможность печатания бюллетеней с меньшим уровнем контроля и в частных типографиях. Подобное и раньше случалось, но контроль был серьезнее. В результате слабого контроля на этих выборах возникли конфликтные ситуации. Кроме того, очень высок уровень взаимного недоверия, который проявился в Мариуполе, парализовавший работу территориальных избирательных комиссий в Красноармейске и ряде других населенных пунктов. Данные два фактора и привели к тому, что выборы в этих городах не состоялись.
В целом же, не стоит драматизировать ситуацию: нужно просто сделать правильные выводы, активнее работать ЦИК, местной власти и снять имеющиеся проблемы.
Эти выборы не стали событием, но при этом отразили достаточно показательные политические изменения, которые происходят, в том числе, и на местном уровне. И тот факт, что проевропейские политические силы будут представлены в местных советах в большинстве регионов страны, в том числе на востоке и юге, – отражение постепенно происходящих в стране изменений, несмотря на консервативные настроения в ряде русскоязычных регионов.