Последние новости
17 января 2025
16 января 2025

На саммите G20 Путин перешел на личности

no image

В понедельник, 5 сентября, завершился двухдневный саммит "Большой двадцатки" в китайском Ханчжоу. Хотя форум был посвящен в основном экономическим вопросам, политическая составляющая на могла остаться незатронутой. Президент России Владимир Путин провел встречи с главными лидерами западного мира — Бараком Обамой, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом. Говорили о Сирии и об Украине.

В частности, президент Франции анонсировал встречу в Нормандском формате в ближайшие недели. А параллельно с саммитом глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, пребывая с визитом в Норвегии, сообщил, что вместе с ОБСЕ дипломаты готовят новые правила сохранения перемирия на Донбассе.

4-5 сентября в китайском городе Ханчжоу прошел одиннадцатый саммит лидеров стран G20. Хозяин саммита, Китай, как известно, “назначил” темой форума экономику. Однако политическая повестка не могла остаться незатронутой. Логично, что обсуждали, прежде всего, войны в Украине и Сирии. Правда, в итоговом коммюнике эти проблемы обошли стороной.

Ситуацию в Украине на двусторонних встречах с российским лидером обсуждали президенты США Франции – Барак Обама и Франсуа Олланд, а также канцлер Германии Ангела Меркель. Отдельно между собой встречались и лидеры этих трех западных стран. Как обычно в таких случаях, результаты встреч, в основном, остались за кадром. В своем заявлении по итогам саммита Обама сказал, что в разговоре в Путиным заверил того, что санкции против России останутся в силе, пока не будет выполнен Минск-2.

Отдельное внимание западные лидеры уделили будущему переговоров в рамках Нормандской четверки. Как заявил Франсуа Олланд, дальнейшее взаимодействие в рамках этого формата требует отдельного разговора, и встреча должна пройти в ближайшие недели. Судьба “нормандской четверки”, напомним, ранее стала темой спекуляций со стороны Москвы. 10 августа, после обвинений Украины со стороны ФСБ в организации диверсий в Крыму, российский президент увидел основания для отказа от встречи “четверки” как раз на саммите в Китае. В то же время он высказал желание провести трехстороннюю встречу с Меркель и Олландом, на что те ответили отказом. Желание Москвы исключить Украину из диалога, говорить об Украине без нее – вполне понятно и не требует отдельных пояснений.

Утром 5 сентября Сирию и Украину, как и предполагалось, обсуждали Путин и Обама. О содержании беседы, кроме утверждения спикера российского президента Дмитрия Пескова, о том, что все прошло хорошо, неизвестно ничего. Более того, встреча была беспрецедентной по степени закрытости: на нее не пригласили ни журналистов, ни личных операторов. А под конец президенты и вовсе беседовали тет-а-тет, уже даже без Керри, Лаврова и Пескова.

“Думаю, что Путин и Обама обсуждали в основном Сирию, а по Украине особо в дискуссию не вступали, поскольку в Москве считают, что американцам тут делать нечего, и чем раньше они прекратят демонстрировать свое присутствие, тем скорее решится этот вопрос”, — сказал политолог-международник, научный сотрудник Института всемирной истории НАН Украины Сергей Толстов.

Французские СМИ со ссылкой на источники в делегации своей страны сообщили, что встреча Путина с Олландом была неудачной и не принесла никакого прогресса в вопросах Украины и Сирии, разве что Путин вроде бы также высказался в поддержку четырехстороннего диалога с участием России, Украины, Германии и Франции.

На своей итоговой пресс-конференции Путин также высказался в поддержку Нормандского формата, но подчеркнул, что такие переговоры должны вести к какому-то результату.

“Франко-германская позиция понятна: они считают, что диалог нужно продолжать, поскольку его прекращение только усугубляет ситуацию, — полагает Толстов. — Я рассматриваю Нормандский формат как вариант экстенсивного сдерживания российской стороны без продвижения к политическому урегулированию”.

На фоне саммита 4 сентября интересным заявлением в столице Норвегии отметился немецкий министр иностранных делФранк-ВальтерШтайнмайер. По его словам, сейчас совместно с ОБСЕ готовится некий документ, который будет направлен на поддержку перемирия на Донбассе: “Мы работаем с ОБСЕ над новыми правилами для сохранения перемирия”. Детали он не сообщил, упомянув лишь о том, что документ подготовят в течение нескольких недель и обсуждать его будут на ближайшей встрече министров иностранных дел. Отдельно Штайнмайер отметил, что недоволен имплементацией Минских соглашений как Россией, так и Украиной, а уровень безопасности на востоке Украины, по его мнению, остается недостаточным.

Из контекста слов Штайнмайера остается неясным, в чем именно он считает нынешний уровень безопасности недостаточным. Впрочем, по непроверенной информации, в упомянутом немецким министром документе может идти речь о создании полицейской миссии на Донбассе. Сама же миссия создается, чтобы сделать возможным проведение выборов на оккупированных территориях.

“Из разговоров с представителями ОБСЕ знаю, что Европа хочет активизировать работу мониторинговой миссии, идут разговоры о запуске полицейской миссии, — сказал “Апострофу” старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк. — Украинская сторона этого требует, а без какого-то дополнительного инструмента верификации продвинуться в выполнении Минска-2 нереально. Эта миссия — поиск новых путей”.

Эксперт добавил, что сегодня на саммите G20 Барак Обама также говорил о необходимости новых инструментов. “Очевидно, что на высшем политическом уровне вопрос полицейской миссии, скорее всего, согласован. По крайней мере, американцы в курсе”, — делает вывод Октисюк. По словам его источника, на данный момент обсуждается создание миссии в двух вариантах: обычной и такой, где среди членов будут лояльные России люди. “Это поможет легализовать влияние России и удовлетворить интересы Киева. Но вопрос – в том, согласится ли на такую миссию Киев. И это будет рабочий документ, он необязательно будет принят на ближайшей встрече министров”, — заключил аналитик.

По мнению Толстова, к анонсированной встрече министров иностранных дел стран “четверки” могли бы подготовить план-график по выполнению комплекса мер по урегулированию. “Или какой-то особый документ в рамках ОБСЕ, о котором говорит Штайнмайер. Что касается возможной встречи глав государств и правительств “нормандской четверки”, я не вижу повестки дня, которая могла бы на ней обсуждаться. И тем более я не вижу никаких симптомов того, что такая встреча могла бы быть продуктивной”, — убежден международник.

“Не думаю, что саммит “двадцатки” оказал какое-то существенное влияние на состояние украинской проблемы. А по санкциям все глухо: вопрос об их усилении со стороны европейцев не стоит, а американцы немного подкорректировали ситуацию, но существенного значения это не имеет. Это, скорее, был сигнал накануне саммита двадцатки, что Вашингтон не готов идти на смягчения в отношениях с Россией”, — добавил он.


Все статьи