Последние новости
Сегодня
7 ноября 2024

Дурное предзнаменование от соседей Украины, – западный эксперт

24 мая 2016, 12:17
no image

Страны Центральной Европы должны сейчас активно заниматься восточноевропейскими вопросами.

Тем не менее, их голос не слышен, пишет старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога «Стратегическая Европа» Джуди Демпси.

Когда в 2004 году Чехия, Венгрия, Польша и Словакия присоединились к Европейскому Союзу, они привнесли в идею Европы новые особенные элементы. Эти страны не просто пережили коммунистическое правление 1945-1989 годов, сумев после этого успешно пройти сложный переходной период к демократии и рыночной экономике. Они также укрепили приверженность Евросоюза идее единой и свободной Европы (наряду с Балтией и Словенией, которые присоединились к ЕС в то же время).

Тем не менее, сегодня идея свободной и единой Европы в восточноевропейских странах угасает.

Удивительно, но Варшава и Будапешт, Прага и Братислава, заметно выигравшие от вступления в ЕС (а также идеи единой и свободной Европы), не пытаются продвигать вопрос окончательного объединения Европы. Сегодня Евросоюзу как никогда нужна энергичная и влиятельная Вышеградская четверка (объединение Польши, Чехии, Словакии и Венгрии), отмечающая в этом году 25 годовщину с момента создания. Тем не менее, сегодня эта группа отступает от жизненно важных вопросов, определяющих будущее Европы. Это большой позор, ведь опыт этих стран очень важен.

Есть три ключевых вопроса, на которых должна была бы сосредоточиться Вышеградская четверка.

Во-первых, будущие отношения Британии с Европейским Союзом. В интересах четверки, чтобы Британия осталась в составе блока. Экономическую политику Британии, ее взгляды на вопросы обороны и безопасности, ее роль в балансировании влияния других сильных стран ЕС тяжело переоценить. Тем не менее, голос Вышеградской четверки не слышен.

Второй важный вопрос – Восточная Европа. Предыдущее правительство Польши, сформированное правоцентристской Гражданской платформой, активно вовлекалось в украинские дела и дела региона в целом. Власти Польши считали, что ЕС должен предоставить Восточной Европе перспективу присоединения, пусть и отдаленную. Кроме того, Гражданская платформа активно продвигала вопросы энергетической безопасности и более тесных экономических, социальных и политических связей ЕС с восточными соседями Польши. И, что самое главное, эта партия не упускала из виду идею единой и свободной Европы.

Партии «Право и Справедливость» (ПиС), преемнице Гражданской платформы, которая отличается более правыми политическими взглядами, еще предстоит разработать стратегию в отношении Восточной Европы. Но какую бы политику они не утвердили, ПиС понадобится поддержка со стороны Германии. Нынешние отношения между Варшавой и Берлином далеки от идеальных, и вряд ли помогут Польше обеспечить себе значительную поддержку в этом вопросе. Это, в свою очередь, повлияет на способность Варшавы лоббировать какие-то вопросы в ЕС.

По сути, у Вышеградской четверки, как у блока, отсутствует какая-либо последовательная политика в отношении восточных соседей. Одной из причин является то, что у этих стран разное отношение к России. Тем не менее, учитывая опыт этих стран в переходе к демократии и трансформации, именно они должны быть на передовой линии в вопросах консультирования и лоббирования восточных соседей. Но они этого не делают.

Третий важный момент – безразличие, с которым Вышеградская четверка относится к вопросам обороны и безопасности (как минимум, складывается такое впечатление). Да, сегодня эти страны больше тратят на оборону и считают, что НАТО – то есть, Соединенные Штаты – является главным гарантом их безопасности. Но этого недостаточно. На каком-то этапе – скорее, раньше, чем позже – Европе понадобится собственная эффективная политика в сфере обороны и безопасности, независимо от того, каким будет итог британского референдума 23 июня относительно членства в ЕС.

Терроризм, конфликты и нестабильность южных соседей Европы – не говоря уже о неурегулированных вопросах Западных Балкан – требуют создания такой общей политики. И это не является задачей исключительно для НАТО, словно террористических атак в Париже и Брюсселе было недостаточно, чтобы способствовать началу соответствующих дебатов в ЕС.

Но почему же не слышен голос Вышеградской четверки? Вместо того, чтобы объединяться, эти страны, в частности Польша и Венгрия, внедряют политику, направленную на концентрирование власти в руках правящих партий. Независимость польского конституционного суда подорвана, а венгерский премьер-министр Виктор Орбан не сомневается, что антилиберализм и демократия вполне совместимы.

В Чехии исполнительная и законодательная ветви власти постоянно ссорятся по поводу отношений с Россией. Тем временем, набирают популярность евроскептические партии, которых мало волнует, что происходит у восточных соседей Европы.

Тенденции к закрытости и политические сдвиги в Польше и Венгрии являются дурным предзнаменованием для ЕС и Восточной Европы. Прежде всего потому, что ЕС должен иметь возможность извлечь выгоду из опыта стран Центральной Европы. Кроме того, Восточная Европа теряет или уже потеряла важных союзников внутри ЕС. А выиграет от этого Россия.

Слабая Вышеградская четверка вдобавок к непредсказуемым перспективам британского референдума 2017 года, президентских выборов во Франции и будущего влияния канцлера Германии Ангелы Меркель в Европе устраивает Кремль. Именно поэтому члены этой группы должны знать, что стоит на кону. Будет странно, если ни одна страна Вышеградской четверки не возьмет на себя инициативу.

Все статьи