По сути, День Победы стал одним из главных инструментов «мягкой силы», обеспечивающим «ползучую оккупацию» Россией как постсоветских стран, так и Европы. Об этом пишет в блоге журналист Ксения Кириллова.
“На протяжении последних двух лет многие СМИ неоднократно поднимали вопрос о том, что пропагандистский культ, созданный в России из Дня Победы, является самым настоящим кощунством по отношению ко всем погибшим и покалеченным этой страшной войной. Трудно представить себе большее надругательство над павшими и выжившими, чем вид бандитов и насильников с георгиевскими лентами и постоянные обвинений украинцев в фашизме со стороны страны, которая варварски напала на Украину без объявления войны”, пишет Ксения Кирилова.
“Сегодня, как и год назад, кровь, боль и страдания одних людей используются другими для оправдания милитаристской истерии, ненависти, агрессии и лжи, для грабежа, убийств, клеветы и разгула безграничной, варварской подлости. Психолог Людмила Петрановская в своей статье “День Победы. Рейдерский захват” совершенно верно отмечает всепроникающую пошлость и цинизм, захлестнувшие Россию в связи с этой датой.
«Мы видим в истории с «Новороссией», как намеренно идет увязка символов той войны и нынешнего беспредела:
украинские города захватывались под «Священную войну» и с георгиевскими ленточками, наши СМИ настойчиво врали, что Украина отменяет День Победы, что там теперь правят бандеровцы, воевавшие за Гитлера. Нам навязывается противопоставление: либо ты против фашизма и чтишь жертвенный подвиг дедов, и тогда ты должен поддерживать всю имперскую подлость по отношению к соседям, либо ты против нее – но тогда ты сам пособник фашистов и Победа для тебя чужая», – отмечала психолог.
Однако сегодня российская пропаганда пошла еще дальше. Многократно проэксплуатировав победу в самой кровавой войне человечества внутри страны как импульс для разогрева новой милитаристской истерии (явление, окрещенное метким термином «победобесие»), кремлевские кукловоды стали использовать весь смысловой и ассоциативный ряд, стоящий за этим днем,
для расширения своего влияния не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе.
Так, на днях появилась информация, что российский «Бессмертный полк», приуроченный к 9 мая, состоится в Сербии в «особом формате»: не только как шествие памяти погибших во Второй Мировой войне, но и как акция против НАТО. При этом Гитлер и НАТО ожидаемо уравниваются по степени деструктивности. Как и следовало ожидать, организаторами странного мероприятия выступили Медиа-центр «Руски Експрес», Сербское отделение «Международного общественного Фонда единства православных народов» и «Координационный совет российских соотечественников». Член данного Координационного совета Марина Галогажа открыто признает, что «атмосфера в Сербии» достаточно напряженная, чем и стремятся воспользоваться организаторы. «В связи с последними выборами – антиНАТО-протесты, линия Россия – Запад. Любая акция, связанная с Россией, подразумевает анти-НАТО протест… Все, что касается России, антифашизма, антиЗапада – воспринимается очень положительно. Я собираю фотографии от тех, кто примет участие в акции. И многие сербы гордятся тем, что смогут поднять свои фотографии вместе с русскими».
Пророссийская и антизападная суть мероприятия видна и в официальном пресс-релизе «Бессмертного полка» в Сербии.
«Сербия – верный союзник России… Бессмертный полк способен стать ещё одной важной вехой нашей общей истории… Если сербы выйдут с портретами своих героев-борцов за свободу и независимость своей страны – мир ещё раз увидит, что мы были и остаёмся вместе – сербы и русские… Просим всех кто желает присоединить к нашей акции взять с собой сохранившиеся фотографии своих родственников принимавших участников в защите Сербии в ходе Первой Мировой Войны боровшихся против фашисткой акупации Югославии во Второй Мировой Войне, а также тех кто оборонял Югославию от агрессии НАТО в 1999 году», – говорится в тексте.
От себя заметим, что сама по себе идея «Бессмертного полка», созданная, кстати, по инициативе оппозиционного телеканала «ТВ2» в Томске, никакого политического контекста в себе не несет. Ее суть – пройти по улицам с фотографиями своих погибших во Вторую Мировую войну родственников – это как раз дань памяти погибшим, символ преемственности поколений, и не более того. Просто здесь, как и во всем остальном, что связано с этим днем, российская власть в очередной раз «отжимает» символы и память, подменяя их первоначальные смыслы на новые, имперско-пропагандистские, призванные легитимизировать все прошлые и сегодняшние преступления Кремля не только в глазах собственного народа, но и в глазах других стран.
По сути, День Победы стал одним из главных инструментов «мягкой силы», обеспечивающим «ползучую оккупацию» Россией как постсоветских стран, так и Европы.
Память о величайшей трагедии в истории человечества, о смертях и страданиях миллионов людей превратилась всего лишь в орудие психологической и информационной войны, рычагом влияния страны-агрессора на другие государства. И потому главное, что мы можем сделать для противодействия этой пропаганде – не поддаться ей и показать пример иного, настоящего, искреннего разговора о великой войне.
В прошлом году Украина, как мне кажется, нашла абсолютно верную тональность для такого разговора. Были опубликованы подлинные фронтовые истории, рассказанные нам потомками фронтовиков и труженников тыла нашими читателями. Обычные люди: россияне, украинцы, американцы и англичане делились с нами своими семейными архивами, воспоминаниями о своих бабушках и дедушках, их письмами и мемуарами. Они переживали, размышляли и очень хотели сохранить те подлинные свидетельства эпохи, которые остались в их семье.
И в этот раз я хочу попросить читателей сделать то же самое.
Вспоминайте ваши семейные истории, рассказывайте о войне, о жизни в тылу, о голоде и лишениях, о страхах и надеждах, о погибших и выживших, обо всем том, что ни в коем случае не должно повториться, «никогда снова»! Делитесь этой правдой друг с другом, если хотите, то и с нашим сайтом (это только приветствуется), но не дайте растоптать и опошлить свою память и память ваших предков.
При этом совершенно не обязательно собирать лишь истории фронтовых подвигов. Любые факты из прошлого – это уже частички нашей общей истории, от самых героических до самых постыдных. Не бывает «незначительных» судеб. Для истории и памяти равно ценны и генерал, бравший Берлин, и мой дед, проведший на фронте самый тяжелый год войны – 41-й, а потом, в результате полученных ранений и перенесенных болезней попавший в тыл, строивший там железнодорожную станцию и защищавший своих работников, прибывших с освобожденных территорий СССР, от вездесущих НКВД и СМЕРШа. Или просто история 16-летней девочки-еврейки, попавшей в эвакуацию, и даже в этом случае едва выжившей от голода. О том, как она смазывала на кусок хлеба покрывающую железнодорожные рельсы смазку и ела ее, как обычное масло. К слову, эта девочка, потерявшая на войне всю свою семью – мать большого друга Украины, американки Полы Черток.
У каждого из нас найдется даже не одна такая история. И я очень прошу сохранить их, не отдать День Победы на откуп кремлевским лжецам и подонкам, а сберечь подлинную, очищенную от имперской мути память о Второй Мировой войне. Чтобы, переосмыслив ее, мы вместе со всем цивилизованном мире могли бы почтить труд и подвиг погибших и осознанно повторить: «Никогда снова!».