Состоится ли перезапуск и создание достойной партийной системы в Украине, пишет на портале НВ кандидат исторических и политических наук Андреас Умланд.
В июле 2016 года Украина начала внедрять государственное финансирование политических партий, надеясь, что эта реформа создаст более прозрачное, равное и демократическое игровое поле для украинских политиков и их организаций. Для этого в октябре 2015 года украинский парламент, Верховная Рада, принял закон «О внесении некоторых изменений в законодательство Украины в связи с предотвращением и противодействием политической коррупции». Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта, из которого вышел принятый закон, предусматривалось государственное финансирование политическим партиям, которые получили более 3% на последних парламентских выборах 2014 года. Это правило сыграло бы в пользу некоторых небольших, но все же существенных партий, которые не попали в парламент два года назад; некоторые из них, к примеру, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, созданы без олигархического финансирования или же только с небольшой долей такового.
Тем не менее, этот проект был изменен либо в результате давления со стороны Администрации президента, либо в связи с манипуляциями внутри парламента. Таким образом, в принятом в конце концов законе было введено переходное правило на следующие три года, до очередных парламентских выборов. Ныне действующий закон предусматривает, что только партии, которые прошли в Верховную Раду на национальных выборах октября 2014 года, то естьпреодолевшие порог в 5%, будут с 1 июля2016 года получать государственное финансирование. Эти партии будут получать финансирование из государственного бюджета Украины в соответствии с формулой: минимальная заработная плата х 2% х полученные голоса.
Благодаря новому закону, к примеру, партия бывшего премьер-министра Арсения Яценюка Народный фронт, которая взяла более 20% голосов в 2014 году, в настоящее время получает 84 970 457 млн грн (примерно €3 млн)финансирования. Это несмотря на то, что Народный фронт пока не состоялся как партия, получает около 2% в опросах общественного мнения, а Яценюк был вынужден уйти из правительства весной. Президентская партия БПП также упала в опросах до однозначных чисел. Поскольку во время выборов 2014 года она несколько отстала от Народного фронта, БПП получит немного меньше, чем партия Яценюка, а именно 83 738 022 грн. Еще одной относительно новой партией в 2014 году была Самопоміч, которая менее сфокусирована на фигуру своего лидера, чем БПП или Народный фронт. Она получила 11% процентов голосов, и, таким образом, право на 42 125 0141 грн. Упомянутая «Гражданская позиция», которая получила чуть более 3%, – после внесения поправок в проект закона – останется без какого-либо государственного финансирования на ближайшие годы.
Версия закона, которая вступила в силу, теперь определяет, что партии, которые получат больше 2% на следующих общенациональных выборах, на данный момент запланированных на 2019 год, получат право на государственное финансирование на следующий парламентский срок. Условием частичной компенсации расходов на проведение избирательной компании также сделано получение как минимум 2% голосов в рамках пропорционального голосования. Только партии, которые получили больше 2% голосов, в 2019 году смогут получить оба вида государственной поддержки (уставное финансирование и компенсация расходов на избирательную кампанию).
Критики измененного закона, который только что начал, утверждают, что большая часть политического финансирования вплоть до следующих выборов будет отходить в основном лидер-ориентированным и созданным специально под выборы политическим проектам Порошенко и Яценюка. Это неустойчивые организации, которые не являются настоящими политическими партиями, и которые за два года лишились большей части своей изначальной поддержки со стороны населения. Таким образом, согласно критикам, новый закон сейчас оказывает эффект, противоположный желанному – поддержке демократической политической конкуренции, без помощи олигархов. Вместо этого партии-проекты, которые прошли в нынешний парламент благодаря временной популярности своих лидеров и большим притокам денег от частных спонсоров, получают деньги налогоплательщиков.
Это отличается от сегодняшнего положения не- или менее олигархических организаций, таких как «Гражданская позиция», «Сила людей» и Демальянс. У этих более явно ориентированных на реформы партий есть потенциал превратиться в серьезных противников старой политической элиты, но в ближайшем будущем они не получат уставного финансирования. Вместо этого государственные средства будут выплачиваться политическим проектам старого типа – в первую очередь БПП, Народному фронту и Оппозиционному блоку, которые на данный момент доминируют в парламенте. Хотя для них недостаток денег никогда не был (и, возможно, не будет) проблемой, так как их поддерживают олигархи.
Возможным же новичкам в системе государственного финансирования нужно будет получить более 2% поддержки в 2019 году (или на возможных досрочных выборах), чтобы иметь право на компенсацию расходов на проведение избирательной кампании. Максимальная сумма, которую партия может получить в качестве компенсации расходов, составляет 100 000 минимальных зарплат – на данный момент это 145 000 000 гривен или около € 5,3 млн. Если они наберут более 2% на следующих парламентских выборах, то также получат доступ к уставному финансированию.
Тем не менее, сначала им придется обеспечить необходимую минимальную поддержку без какой-либо финансовой помощи и конкурировать с нынешними парламентскими партиями, уже получающими государственное финансирование с 1 июля 2016 года. Только если им удастся взять этот барьер в 2019 году, они будут иметь реальный шанс создать устойчивую партию и хорошо подготовиться к следующим очередным парламентским выборам, в настоящее время запланированным на 2024 год. Видимо, поправки к изначально более либеральному закону были сделаны членами старых политических элит, которые хотят удержать конкурентов – по крайней мере, пока.
Перезапуск несовершенной партийной системы Украины зависит, конечно, не только от новых законов, связанных с вышеупомянутыми вопросами. Успех или провал идеи создания достойной и функциональной системы политического соревнования и представительства в Украине будет также зависит от более широкой трансформации украинского правительственного аппарата и правого государства в ближайшие годы. Если, например, реформы судебной системы, которые сейчас находятся в процессе имплементации, не будут успешными, надлежащего контроля над партийной системой Украины со стороны правоохранительных органов в ближайшее время не будет. Без функционирующего правого государства, многие отдельные другие реформыв тех или иных сферах общества, включая партийную систему, могут оказаться бессмысленными.
Текст написан в соавторстве с директором по проектам украинского офиса Фонда Фридриха Науманна за свободу Мириам Космель.
Авторы благодарят за экспертную поддержку Виктора Тарана, главу Центра Эйдос.