Пока напряженность между Россией и США сохраняется, перехваты скорее всего будут продолжаться.
После присоединения Россией Крыма в 2014 году напряженность в отношениях с Западом нарастает, и это отражается на Украине, Сирии и других горячих точках бывшей советской сферы влияния. Менее открыто Москва работает над тем, чтобы защитить жизненно важные для российских интересов районы, увеличивая риски для проводимых там американских операций. Проявлением этого стали многочисленные и весьма агрессивные перехваты американских военных самолетов в полете, особенно в небе над Черным и Балтийским морями. Цель этих перехватов, которые происходят все чаще, состоит в том, чтобы отбить у Вашингтона желание действовать в этом воздушном пространстве.
14 апреля российский истребитель Су-27 выполнил фигуру «бочка» над самолетом-шпионом американских ВВС RC-135, который летел в международном воздушном пространстве над Балтийским морем. За три дня до этого два российских бомбардировщика Су-24 несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца, также находившегося в Балтийском море. Последний перехват был осуществлен менее чем за неделю до заседания Совета Россия-НАТО, которое должно состояться впервые с 2014 года. На встрече будут обсуждаться не только боевые действия на Украине и в Афганистане, но и вопросы военной открытости и снижения рисков, что весьма своевременно и актуально в свете последних инцидентов с самолетами.
Не все перехваты агрессивны. На самом деле, это стандартная практика среди военных, как в воздухе, так и на море. По всему миру самолеты и корабли из самых разных стран довольно часто осуществляют перехваты, ведут визуальное наблюдение и сопровождают другие самолеты и морские суда, действующие на важных участках воздушного и морского пространства. Силы ВВС, ВМС и береговой охраны во всем мире регулярно осуществляют такие действия в опознавательной зоне ПВО, например, в Восточно-Китайском море. На Балтике НАТО проводит воздушное патрулирование, а при необходимости объявляет действия по тревоге. В таком качестве перехваты почти никогда не являются угрожающими; это просто способ, посредством которого военные повышают ориентированность в обстановке и страхуются от непредвиденных обстоятельств.
Однако некоторые перехваты отклоняются от нормы. Чтобы не допустить прохода морских или воздушных судов через определенное пространство, самолеты и корабли осуществляют агрессивные маневры, преследуя и запугивая объект воздействия. Такие перехваты напоминают игру «Кто первым моргнет», ставки в которой весьма высоки. Перехватывающая сторона как бы дразнит преследуемое иностранное судно, провоцируя его на продолжение полета (плавания), несмотря на возрастающий риск столкновения, и ожидая, что оно отступит.
Это рискованная тактика, чреватая опасностями повреждения для обеих сторон. Но инициатор таких действий получает преимущество. В случае с воздушными перехватами быстрый и маневренный истребитель обычно нацеливается на неуклюжий бомбардировщик или разведывательный самолет. Инициатор сближения зачастую менее ценен в стоимостном отношении и в плане количества членов экипажа, чем перехватываемая цель. Поэтому преследуемый командир (и экипаж) принимает решения в условиях повышенного риска. Когда истребитель совершает опасные маневры вблизи перехватываемой цели, ее экипаж может только догадываться о намерениях перехватчика и об уровне его подготовки.
Для России перехват в опасной близости от цели — это средство сдерживания американских самолетов, прибегая к которому, она не вступает в открытые боевые действия. Такая тактика уже давала Москве нужный результат. В июле 2014 года агрессивный полет российского истребителя так напугал экипаж американского RC-135 в небе над Балтийским морем, что он случайно направил свою машину в воздушное пространство Швеции, совершая маневр уклонения.
Но близкие перехваты далеко не всегда проходят в соответствии с планом. В апреле 2001 года произошел инцидент в районе острова Хайнань, когда в результате столкновения при совершении близкого перехвата погиб китайский летчик. Его самолет-перехватчик J-8II упал, а американский самолет радиоэлектронной борьбы EP-3E получил серьезные повреждения. Близкие перехваты времен холодной войны также приводили к столкновениям, особенно между кораблями. По этой причине СССР и США в 1972 году заключили соглашение об инцидентах на море, чтобы уменьшить опасность столкновения и избежать эскалации, если такое столкновение все же произойдет. В результате дальнейших усилий в этом направлении в 2014 году появился Кодекс незапланированных встреч на море, к которому присоединились Россия и Китай. В том же году США и Китай подписали соглашение об урегулировании инцидентов между собой.
Но в последние годы стало понятно, что соглашений недостаточно для предотвращения таких опасных встреч, по крайней мере, между Россией и США. Учитывая существенную напряженность между двумя странами, можно сказать, что столкновение в воздухе или на море в результате близкого перехвата может вызвать ответные меры. А это приведет к эскалации, которая не нужна ни одной из сторон. Но пока напряженность между Россией и США сохраняется, перехваты скорее всего будут продолжаться.