Россия практически не заботится о соблюдении даже минимальных стандартов ликвидации работорговли, поэтому отнесена к категории стран с самым низким уровнем безопасности в этой сфере, говорится в докладе Госдепа, посвященном проблеме торговли людьми.
В качестве самого яркого примера здесь выступает ситуация с северокорейскими рабочими, которые находятся в РФ на положении рабов, сообщается в документе, размещенном на сайте внешнеполитического ведомства США. Таким образом, правительство РФ не только не борется с эксплуатацией рабского труда, но и поощряет его распространение.
“Правительство России поддерживало и недавно расширило двусторонние контракты с Северной Кореей, в рамках которых КНДР управляет трудовыми лагерями на российской территории и подвергает тысячи рабочих из Северной Кореи принудительному труду”, — гласит официальный текст.
Согласно документу, даже в тех случаях, когда российские власти соглашались сотрудничать в расследовании дел о работорговле с международными структурами, северокорейские власти продолжали отправлять рабочих в РФ, пользуясь двусторонними контактами.
“Несмотря на достоверные сообщения о рабских условиях для северокорейцев, работающих в России, российское правительство не сообщало о каких-либо расследованиях этих случаев”, — считают авторы.Доклад Госдепа согласуется с недавним немецким расследованием о том, что в России активно применяется принудительный рабский труд граждан КНДР. По данным DW, они трудятся в нечеловеческих условиях за мизерную зарплату в 150 долларов, до 90 процентов которой они вынуждены отдавать государству через северокорейских надсмотрщиков, контролирующих каждый их шаг на заграничной территории.
Важным, хотя далеко не единственным примером такой практики стало строительство стадиона к “Чемпионату мира — 2018” в Петербурге на Крестовском острове. К уже имеющимся скандалам по поводу сроков и стоимости строительства добавился новый: подрядчиков обвинили в чудовищных нарушениях прав человека, а именно — выходцев из Северной Кореи.
Между тем, еще в сентябре 2015 года ООН выпустила доклад, согласно которому “подавляющее большинство” граждан КНДР, работающих за рубежом, трудятся на территории РФ и Китая, причем в условиях жесточайшего рабства — под присмотром северокорейских надзирателей и с зарплатой 150 долларов, которая практически вся отходит режиму Ким Чен Ына. Всего около 50 тысяч северокорейских граждан работают заграницей, принося Пхеньяну 1,2-2,3 млрд долларов в год, заявлял спецдокладчик ООН.
“В России северокорейцы работают в совершенно жутких условиях, это рабский труд, за который они почти ничего не получают”, — подтвердила в беседе с DW председатель комитета помощи трудовым мигрантам “Гражданское содействие” Светлана Ганнушкина, которой довелось слушать жуткие истории об условиях работы от северокорейцев, бежавших с российских стройплощадок.
Страна рабов
Нет жертвам работорговли спасения и в полицейских участках, говорится в материалах Госдепа: российские правоохранители регулярно занимаются тем, что удерживают в неволе, а затем депортируют потенциальных жертв принудительного труда без каких-либо проверок на предмет эксплуатации, говорится в докладе. Особенно тяжела судьба тех, кто стал жертвой принудительной проституции: в качестве карательной меры российские органы правопорядка заставляют их заниматься все той же проституцией.
“Преследуемые по закону жертвы карались проституцией за проституцию же”, — пишут докладчики.
При этом в России нет ни программ, ни специальных организаций, направленых на реабилитацию жертв трафикинга (работорговли). Было несколько частных приютов, занимавшихся этой проблемой, однако они были закрыты из-за отсутствия денег и преследования со стороны путинского режима.
“Власти не сообщали о выявлении или оказании помощи жертвам, не занимались процедурами идентификации этих людей и не направляли их на реабилитацию”, — подчеркивается в материале.
Согласно докладу, без специального законодательства, отличающего жертв торговли людьми от жертв других преступлений, а также в отсутствии соответствующих специализированных программ российские чиновники оказываются без денег и полномочий в том, чтобы оказать помощь людям, пострадавшим от работорговли.
В то же время от правительства РФ не поступает внятной информации о том, какие усилия предпринимает прокуратура в области борьбы с эксплуатацией труда. В СМИ просачивается информация, которая показывает, что число судебных разбирательств по такого рода делам “остается невысоким по сравнению с масштабами проблем, связанных с работорговлей в России”, сообщает Госдеп. По данным американского ведомства, российская правоохранительная система фактически не занимается преступлениями в сфере работорговли: уголовные дела, возбужденные в РФ по делам об эксплуатации человеческого труда, можно пересчитать по пальцам.
“Ограниченное количество зарегистрированных случаев не представляется адекватным ответом правоохранительных органов на предполагаемое распространение трафикинга в России”, — резюмируют авторы доклада.
Отмечается, что правительство РФ до сих пор “не разработало национальной стратегии и не распределило роли и обязанности среди государственных учреждений” для искоренения трафикинга.
Более того, по данным Госдепа, Россия на государственном уровне фактически узаконила рабский труд путем введения (фактически — возвращения) в этом году в уголовное законодательство понятия “принудительного труда”, применяемого в исправительных центрах. Речь идет об официальном виде наказания для осужденных по уголовным делам.
“В российском Трудовом кодексе не содержится статьи, в которой говорилось бы, что труд, выполняемый в соответствии с судебным приговором, является принудительным трудом, который запрещен российской Конституцией”, — отмечается в докладе.
“Это открывает властям возможную лазейку для того, чтобы использовать принудительный труд в качестве альтернативного наказания”, — приходят к выводу сотрудники внешнеполитического ведомства США.