На досрочных выборах шансы будут у новых - и хорошо забытых старых - партий, пишет журналист Виталий Портников.
Решение правительства о сохранении ранее ушедших в отставку министров и заявление Арсения Яценюка о том, что Кабмин будет “бороться за страну” переводит политическую ситуацию в совершенно новый режим, к которому большинство участников игры оказались совершенно не готовы. Отставка министра экономического развития Айвараса Абрамавичуса – с какими бы целями она не объявлялась и что бы ни было её истинной причиной – помогла Яценюку перехватить инициативу и заманить оппонентов в ловушку.
Яценюк поставил депутатов перед выбором. Они могут поддержать уже существующее правительство – и тогда им будет куда сложнее критиковать кабинет и премьера и рассчитывать на новое правительство с сохранением старой коалиции или на досрочные выборы – либо объявить правительству недоверие. Но что произойдёт в случае объявления недоверия?
В этом случае коалиция развалится, “Народный фронт” обвинит коалиционных партнеров в “бегстве с поля боя”, а новую коалицию создать так и не удастся. Страной вплоть до досрочных выборов будет руководить временный кабинет, в котором практически все – от главы правительства до заместителей министров – будут случайными людьми. При этом у этого нового кабинета не будет даже теоретической возможности проводить реформы. И не будет возможности рассчитывать на международные заимствования – так как в международных финансовых организациях будут ожидать выборов и формирования стабильного правительства.
Экономическая ситуация будет ухудшаться, курс гривны – падать, недовольство населения – нарастать. Но это уже будет не недовольство Яценюком и его министрами. Это будет недовольство теми, кто отправил кабинет в отставку и привёл к ужасающей ситуации. Причём на фоне новых проблем деятельность Кабинета Яценюка будет выглядеть вполне реформаторской и даже стабилизирующей.
Есть ли возможности развернуть негативный экономический тренд? По большому счёту, их нет даже при сохранении действующего правительства и внешнего финансирования. А без денег МВФ их не будет наверняка. Поэтому в вихре новых проблем может испариться даже рейтинг БПП – вместе с президентским. О рейтинге “Самопомочи” и “Батькивщины” я уж и не говорю, об этих партиях можно будет благополучно забыть.
Михеилу Саакашвили придётся для сохранения интереса к себе и своим проектам бороться с чем-то более ощутимым, чем коррупция – потому что на фоне нарастания бедности населению будет интересно, как выжить, а не как наказать. На первый план выдвинутся совершенно новые – или хорошо забытые старые политические силы.
В этой ситуации могут появиться шансы у того же Яценюка – как у реформатора, которому коррупционеры (как же без них) не дали завершить реформы. И у “Свободы”, которая будет презентовать интересы “настоящих украинцев”, способных изменить страну без иностранцев. Сохранит свои позиции и Олег Ляшко, который вряд ли захочет отвечать за кризис и отставку правительства.
Собственно, я уже назвал вам участников новой коалиции, которая сформируется после досрочных выборов. Это будет не новая коалиция. Это будет та самая коалиция, которая возникла сразу же после Майдана. И президенту придётся её поддержать – как он её поддержал после Майдана – правда, ещё не работая президентом, но имея возможность предлагать своих людей в правительство.
Возникает простой вопрос: есть ли смысл ради воссоздания этой новой старой коалиции – куда более популистской, чем работающая – гробить нынешнюю?