Для постсоветского россиянина, вернувшего Крым, не вставая с дивана, гораздо привлекательнее быть на стороне большинства, а не "раскачивать лодку". Подобная непоколебимая поддержка распространилась и на военные операции от Донбасса до Сирии.
Россияне поддерживают катастрофическую систему управления своего президента, как ни странно, именно потому, что экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, пишет в статье на сайте Der Standard руководитель программы “Российская внутренняя политика и политические институты” Московского центра Карнеги Андрей Колесников.
“Два года назад долгий процесс роста авторитаризма и изоляционизма при президенте Путине увенчался аннексией Крыма. Однако в то время как львиная доля международного сообщества осудила этот шаг, россияне, казалось, приветствовали его. Действительно, “возвращение” полуострова под российский контроль оказало серьезное влияние на общественные настроения: притязания Путина на власть, похоже, зацементировались – и это несмотря на то, что Россия вынуждена справляться с непростыми политическими и экономическими вызовами”, – говорится в статье.
Сегодня Путина поддерживает порядка 80% жителей страны – это, считает автор, говорит о том, насколько тесно в сознании россиян личность Путина связана с Крымом. “Для многих россиян Крым – как в культурном, так и в географическом плане – продолжает оставаться частью “империи”. Смещая фокус на Крым, режим Путина внедрял в умы подданных ощущение восстановленной исторической справедливости, оживляя стремление к возвращению “статуса великой державы”.
Конечно, захват Крыма поддержали не все, но противники присоединения представляют собой меньшинство и не имеют существенного влияния: об этом режим позаботился, замечает Колесников.
Реакция большинства удивляет – особенно на фоне конкретных последствий аннексии, прежде всего влияния антироссийских санкций на экономику, усиливающих негативный эффект от начавшегося в 2014 году падения цен на нефть. “Эмоциональный компонент определенно играет здесь существенную роль. Но это не только вопрос манипуляций при помощи пропаганды”, – говорится в статье.
По мнению автора, среднестатистического постсоветского россиянина, “вернувшего Крым не вставая с дивана, с пультом от телевизора в руке”, гораздо больше привлекает то, что он на стороне большинства, а не пытается “раскачивать лодку”. И это, продолжает Колесников, будет оставаться неизменным до тех пор, пока русские не начнут критично анализировать происходящее.
Подобная непоколебимая поддержка распространилась и на “справедливые”, “оборонительные” и “превентивные” военные операции от Донбасса до Сирии, а также на торговую войну с Турцией, говорится в статье.
“Даже откровенный экономический провал режима Путина россияне оправдывают, похоже, потому, что экономическая ситуация в стране близка к катастрофе. Среднестатистический россиянин быстро вернулся к привычкам эры тотального дефицита из своего недавнего прошлого. Все внимание обыватели сосредоточили на покупке продуктов и одежды. Лишь немногие пытаются разобраться в причинах падения уровня жизни”, – отмечает Колесников.
Россиян нельзя в этом обвинять, считает автор. В конце концов, режим сделал все возможное для того, чтобы нейтрализовать любую оппозицию. “Даже демонстрации, на которые люди выходили, выражая несогласие с каким-либо политическим шагом действующей власти, становились не столько “протестами против”, а “воззваниями” к режиму. Без каких-либо основополагающих изменений политической системы маловероятно, что подобные демонстрации (…) примут оппозиционную направленность. А без оппозиционного протеста изменения в системе невозможны”, – констатирует эксперт.
Кроме того, указывает Колесников, “в отсутствие открытой политической конкуренции Путин сформировал систему взаимоконтроля внутри правящих элит. Группа лояльных либералов находится на ключевых позициях в финансовом и экономическом секторе, представляя собой противовес “ястребам” в армии и спецслужбах”.
“Режим выглядит вполне стабильным, по крайней мере сегодня”, – пишет в заключение автор. При этом режим в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму заостряет внимание граждан на “внутренней угрозе”. Под ней подразумеваются политические противники и мнимые “предатели”. Самый наглядный пример – экс-глава концерна ЮКОС Михаил Ходорковский.
“Как долго еще будет существовать режим Путина? Вероятнее всего, Путин останется на плаву до следующих президентских выборов 2018 года. Сможет ли он протянуть и до выборов 2024-го? Кремленологи скоро начнут дискутировать и об этом”, – заключает Колесников.