История с возбуждением украинской Генеральной прокуратурой уголовного дела против министра внутренних дел Арсена Авакова оказалась чуть ли не главной новостью не только для целого ряда украинских, но и для российских СМИ.
Россиян можно понять. И дело не только в том, что после отставки Арсения Яценюка Аваков – наряду с Александром Турчиновым – остаётся одним из самых ненавистных для Кремля украинских чиновников, от которых нужно избавиться любой ценой, используя для этого как внешнее давление, так и внутреннюю агентуру.
Просто к тому же ситуация, когда против высокопоставленного чиновника возбуждается уголовное дело, является для россиян непостижимой. В Москве это возможно только по личному указанию Путина, после которого последует отставка и арест. А вот так – дело возбуждено, министр работает – это как-то не по-русски.
Между тем Юрий Луценко сказал журналистам одну очень простую вещь. Согласно новому УПК всем обращениям в Генеральную прокуратуру присваивается статус уголовных дел. Больше нет никакой возможности обойти эту норму – ни у кого и никогда.
Если завтра кто-то обратится с заявлением, требующим расследовать деятельность Генерального прокурора, Юрий Луценко тоже станет фигурантом уголовного дела. Таким же, как Аваков. Или таким же, как одесский губернатор Михаил Саакашвили, уголовное дело против которого было возбуждено несколькими днями ранее. Неприкасаемых нет. Но и новости нет. Потому что новость – она не в возбуждении уголовного дела, а в выводах следствия.
Большая часть всех “уголовных дел” так и будет оставаться скорее информационными поводами – и скоро в стране уже не останется чиновников, активистов, журналистов и просто значимых людей, которые не смогут похвастаться уголовным делом. Думаю, сложится обратная ситуация: если на тебя не жаловались в прокуратуру – то кто ты такой? Давай, до свиданья!
Другое дело, что теперь процедура возбуждения уголовных дел будет с успехом использоваться для того, в чем Украинское государство и общество действительно преуспели – для имитации. Представляете себе заголовки: “Против Порошенко возбуждено уголовное дело”, “против Левочкина возбуждено уголовное дело”, “против Коломойского возбуждено уголовное дело”, “против Гройсмана возбуждено уголовное дело”?
Не представляете? А они будут. Потому что просто история с “делом Авакова”, которое на поверку оказалось элементарным объяснением Юрия Луценко относительно равноправия граждан перед законом и нормами УПК, демонстрирует как все это можно раскрутить. А ведь в украинских условиях жажда перемен – ничто, а имидж – все. Ну буквально все.
Поэтому давайте договоримся на берегу. Важен не факт возбуждения уголовного дела, а выводы следствия относительно подтверждения или неподтверждения жалобы, по которой открывается производство. Именно этот вывод – и только он – и является новостью. И если мы этого не поймём, нас и дальше – перефразируя Штирлица – будут держать за болванов в старом русском преферансе.