Правительством Канады принято решение направить в Украину 200 военнослужащих в качестве тренеров.
Они будут заниматься подготовкой солдат украинской армии к участию в боевых действиях на востоке страны. Официальная Оттава объявила, что канадские военные прибудут в Украину уже в июне 2015 года, и будут находиться на ее территории до 31 марта 2017 года.
Год назад, Канада косвенно присоединилась к участию в украинском кризисе, направив свои подразделения Военно-морских и Воздушных сил в соседние с Украиной страны, такие, как Румыния, по большей части под эгидой НАТО. Теперь североамериканская страна сотрудничает с Украиной в военной сфере напрямую, независимо от структур НАТО.
О своем решении предоставить военную помощь Украине без координации с НАТО Канада заявила еще в то время, когда пост Министра обороны Канады занимал Роб Николсон. В феврале 2015 года его сменил Джейсон Кенни.
Первоначально помощь заключалась в поставках украинским военным нелетального оборудования. Далее предпринимались попытки заключить контракт между Украиной и Канадой на покупку украинской стороной нескольких истребителей F-18. Сделка не состоялась по причине слишком высокой стоимости самолетов, а также нехватки квалифицированного военного персонала для облуживания современной техники.
Большинство комментариев СМИ сводились к мнению о том, что активизация военного взаимодействия Канады и Украины -, скорее всего, лишь часть усилий правящей Консервативной партии, направленных на получение поддержки со стороны мощной украинской диаспоры в преддверии предстоящих парламентских выборов. В самом деле, нет никаких сомнений в том, что украинская община, которая является девятой по величине этнической группой Канады, многие члены которой поддерживают тесные связи с их бывшей родиной, является мощным голосом в этом вопросе.
Тем не менее, тщательное изучение мотивов действий канадского правительства, приводит к мысли о том, что более важной целью, чем обеспечение голосов на выборах, для него является демонстрация новой внешнеполитической позиции в мировых делах. В частности, Канада усилила свою активность в вопросах международной безопасности и противостояния с Россией, для которой она готова стать главным конкурентом за использование ресурсов Арктики. Действительно, министр обороны Джейсон Кенни четко заявил, что одна из причин отправки канадских военных в Украину – желание “послать четкий сигнал решимости и сдерживания” России.
По сравнению с Соединенными Штатами, с которыми Канада поддерживает тесные связи в сфере оборонной политики, она считается намного менее агрессивной в вопросах международной безопасности. Во время правления премьер-министра Стивена Харпера, Оттава заняла более активную позицию в деле обеспечения глобальной безопасности.
Государственная и политическая поддержка участия Канады в украинском конфликте не является единогласной. Том Мулкейр, официальный лидер оппозиции в парламенте Канады, назвал действия министра обороны Харпера “односторонними”.
В вопросе украинского кризиса, политика Канады по отношению к России в целом очень схожа с политикой Англии и США. Среди последних действий, предпринятых Канадой – введение новых санкций против российских и украинских политиков и компаний, в том числе против нефтяного гиганта России “Роснефть”, в феврале этого года.
Неудивительно, что на эти решения Канады Россия отреагировала крайне негативно, назвав их “безобразными” и “непродуктивными”. В начале этого года в ответ на последние санкций, Министерство иностранных дел России обвинило Канаду в отсутствии объективности в оценке причины войны. Со своей стороны Оттава продолжает называть российскую оккупацию Крыма и другие действия России “незаконными”.
Кроме ожидаемого со стороны России неудовольствия, отправка канадских военных на Украину связывалась с опасениями привлечения их, в конечном итоге, к тренировке украинских неонацистских бойцов.
Министр обороны Джейсон Кенни заявил, что этот вопрос поднимался, после чего были предприняты все меры по недопущению такого развития событий.