Пока об открытом сепаратизме ни в Будапеште и Бухаресте, ни в Закарпатье и Северной Буковине никто якобы не заявляет.
Меджународный скандал, последовавший за принятием в Украине нового закона об образовании, может быть связан с желанием политиков Венгрии, Румынии и Болгарии усилить свое влияние на украинские регионы компактного проживания нацменьшинств, подобно тому, как Россия усиливала свое влияние на Крым и Донбасс.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет кандидат исторических наук Василий Балушок. Автор отмечает, что если на территории какого-то сообщества образуются две, да еще и отдельно локализованные сети информкоммуникаций, в дальнейшем это сообщество разделится на два. Именно поэтому важно, чтобы территория страны охватывалась одной общенациональной сетью информкоммуникаций, обычно на государственном языке или приравниваемых к нему.
По мнению ученого, события в Крыму и Донбассе стали следствием того, что эти регионы оказались фактически вне сферы действия всеукраинской сети информкоммуникаций на государственном языке, и были включены в сферу неограниченного влияния общероссийской сети.
“Именно включенность Донбасса и Крыма в общероссийскую сеть информкомуникаций создала условия для фактически беспрепятственного вмешательства России в ситуацию там. И разве не того же добиваются упомянутые политики Венгрии, Румынии, Болгарии, а возможно и других стран, подняв такой шум вокруг нового Закона “Об образовании” в Украине? Ведь именно венгерское, румынско-молдавское и болгарское меньшинства ныне весьма многочисленны и проживают компактно на территории ряда западных областей Украины”, – отмечает автор.
Балушок подчеркивает, что сегодня венгерское меньшинство, проживая компактно на юге Закарпатья, имея собственную информационную сеть и систему образования на венгерском языке (97 школ и 5 вузов), в значительной степени отделено от общественной жизни Украины и ничем не отграничено от влияния Венгрии, которая в последние годы проводит политику вложения сюда серьезных средств.
“Все это создает для политиков Венгрии возможность практически почти неограниченно влиять на венгерское меньшинство в Закарпатье, и, следовательно, на ситуацию в Украине, то есть фактически вмешиваться во внутренние дела нашей страны. Нечто подобное наблюдается в Украине и в случае с румынами и, в меньшей степени, с болгарами, практическое знание государственного языка которыми очень ограничено. Они живут главным образом в собственном, довольно слабо интегрированном в общественную жизнь Украины мире, который, особенно в случае с венграми и, в меньшей степени, с румынами и болгарами понемногу управляется из-за рубежа”, – говорится в статье.
Как отмечает эксперт, пока об открытом сепаратизме ни в Будапеште и Бухаресте, ни в Закарпатье и Северной Буковине никто якобы не заявляет.
“Однако неизвестно, что будет дальше. Ведь чем могут обернуться такие политические игры, наша страна знает не понаслышке”, – заключает он.