Эксперты не согласны с позицией Украины в рейтинге SIPRI.
Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал очередной доклад о ситуации на мировом рынке вооружений, охватывающий период с 2011 по 2015 годы.
Согласно докладу, Украина занимает 9-е место в списке крупнейших экспортеров оружия. При этом доля Украины в глобальном экспорте оружия за этот период составила 2,6%. Столь оптимистические данные вызвали обоснованные сомнения у экспертов, считающих оценки SIPRI манипулятивными.
Очередной доклад Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) о ситуации на мировом рынке вооружений был опубликован в начале текущей недели. Он охватывает период с 2011 по 2015 годы. Согласно докладу, Украина оказалась на 9-м месте в списке мировых экспортеров вооружений, охватив своим экспортом 2,6% мирового рынка вооружений. Лидерами списка являются США, Россия и Китай (33%, 25% и 5,6% рынка, соответственно), а замыкают ТОП-10 Нидерланды, взявшие 2% глобального оборота оружия. Отметим, что рейтинг SIPRI, касающийся военных конфликтов и мировой торговли оружием, публикуется с 1969 года. Обычно он представляет собой ежегодное издание и пользуется большой популярностью среди журналистов и экспертов, интересующихся военной тематикой. Отметим, что в отчете SIPRI за 2009-2014 годы Украина также занимала 9-е место.
Столь высокая позиция Украины в мировом рейтинге экспортеров оружия вызвала сомнения у экспертов. Так, директор аналитической группы “Да Винчи АГ” Анатолий Баронин считает, что рейтинг нашей страны в докладе Стокгольмского института исследования проблем мира имеет ситуативный характер. “Я так понимаю, что речь идет о выполнении контракта по “Оплотам” (основной украинский боевой танк – БМ “Оплот”), который мы должны были выполнить, если не ошибаюсь, еще в 2015 году. Довольно странно выбран период с 2011 по 2015 год, поскольку ранее для таких выводов брались годичные данные”, – подчеркнул Баронин.
Такого же мнения придерживается и директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его словам, шведские специалисты, очевидно, использовали данные по контрактам, заключенные Украиной в 2009 – 2010 годах. “Это и модернизация самолетов для Индии, это и поставки в Китай “Зубров” (малые десантные корабли на воздушной подушке. – “Апостроф”), это и поставки в Ирак бронетранспортеров, и поставки (танков “Оплот”) в Таиланд. Если учитывать эти моменты, то, возможно, Украина и приближается к десятке, но экспорт оружия упал, поэтому я совершенно уверен, что наша страна находится во второй десятке”, – пояснил Валентин Бадрак, отметив, например, что в рейтинге традиционно не учитываются данные израильских компаний.
По словам Анатолия Баронина, до начала войны в 2014 году наша страна занимала достаточно высокие позиции в качестве экспортера за счет того, что “сплавляла” за рубеж продукцию, которая находилась на складах и досталась в наследство от СССР”. “Но говорить о том, что это был какой-то конкурентоспособный экспорт, я бы не стал”, – заявил эксперт. По его словам, распродавалось в основном морально устаревшее оружие, которое было на складах. При этом за 23 года независимости, до войны на Донбассе, в силовые структуры было поставлено очень мало военной техники собственного производства.
Эту мысль подтверждает и бывший сотрудник центрального аппарата одной из правоохранительных служб Украины полковник Александр Васильченко. По его словам, в течение последних 27 лет в подразделения, в которых он проходил службу, ни разу не поступало вооружение собственного производства. “Техника вообще (медицинские автомобили, реанимобили) на 80% поступала по линии реализации международных проектов и программ, бенефициаром которых было наше ведомство”, – отметил эксперт.
По мнению Валентина Бадрака, во время составления рейтингов SIPRI оперирует не реальными, а стандартными оценками стоимости того или иного военного оборудования. Кроме того, Стокгольмский институт манипулирует данными. “Зачем нужны такие манипуляции? Они нужны для того, чтобы Украина не рассчитывала на военно-техническую помощь. Ведь ситуация, при которой страна, которая входит в десятку лидеров по продажам вооружения, вдруг просит поддержку, выглядит достаточно странно”, – пояснил Бадрак.
Игорь Воронов