Газета Guardian публикует чрезвычайно пространную, полную иронии и сарказма, статью известного журналиста Киса Гессена, посвященную подробному разбору нового медиа-направления - "путинологии".
Автор статьи отмечает, что бесчисленные материалы с характерными заголовками типа “10 причин, почему Владимир Путин – ужасное чудовище”, “Тайный источник путинского зла” и так далее, появляются в газетах и на сайтах чуть ли не ежедневно и складываются в отдельное направление – производство анализа и комментариев о Путине и его целях.
За последнюю декаду производство таких текстов превратилось в целую яркую индустрию, правда, материалы эти, по мнению автора Guardian, основываются на частичной, неполной, а порой полностью ложной информации. Успешное направление развивалось и превзошло само себя в последние месяцы, когда в рамках “путинологии” публиковались репортажи о вмешательстве российского президента в американские выборы.
Гессен решил объяснить читателям, о чем же нам рассказывают путинологи.
Он выделил семь основных теорий, ни одна из которых, по мысли автора статьи, не является полностью неверной, но одновременно не является и полностью верной. “Вместе взятые, они говорят о нас самих гораздо больше, чем о Путине, – пишет он. – Они рисуют портрет нас, интеллектуалов, на грани нервного срыва”.
Автор разбирает семь основных путинологических теорий, чаще всего разрабатываемых в таких материалах: “Путин – гений”, “Путин – ничтожество”, “Путин – агент КГБ”, “Путин – убийца”, “Путин – клептократ”, “Путин перенес инсульт” и наконец “Путина зовут, как и Ленина, Владимир”.
Подробно вписывая в семь разделов различные деяния, которые ставятся в вину Путину, Гессен отмечает, что основная проблема путинологических теорий в том, что они достаточно зыбыкие, факты часто перемешаны со слухами, а гипотезы выдаются за аксиомы.Эта характерная зыбкость, по мнению автора, достаточно очевидна в теории “Путин – убийца”, где явственно присутствуют “концептуальные белые пятна”. “То, с чем мы, похоже, имеем дело в России, – говорится в статье, – это и не несостоявшееся государство, где правительство не имеет власти, ни тоталитарное государство, где оно полновластно, а что-то промежуточное. Путин не отдает приказы убивать, но убийства происходят. Путин отдал приказ взять Крым, но, он, похоже, не отдавал приказа вторгаться в восточную Украину. Но если Путин не ответственен за вообще все, что происходит, в чем смысл “путинологии”? Об этом “путинология” умалчивает”.
Верхом “путинологии”, имеющей интенцию доходить до абсурда, автор статьи называет теорию “Путина зовут, как и Ленина, Владимир”, появившуюся в недавнем материале респектабельного американского журнала.
Автор этой идеи, как пишет Гессен, предупреждает читателей, что конец коммунизма не означает, что Россия отказалась от своей главной миссии – дестабилизировать Европу, а Путин не случайно зовется Владимир Ильич, как Ленин до него. Та статья, отмечает Гессен, была впоследствии исправлена, но сам факт, что экспертом по теме выступает автор, который даже толком не знает, как зовут Путина, но строит целую теорию на его имени, уже показывает, что эта история – то ли высшее достижение “путинологии”, то ли ее дно.
Это знак, что большая часть “путинологии” никогда не была о Путине. “Конечно, не могли же мы сами избрать этого идиота-нарцисса [Трампа], конечно, его нам кто-то насильно навязал”, – резюмирует автор.