Акции крупнейшего датского банка упали почти на четверть с начала года после обвинений в отмывании денег. Представитель Danske Bank не стал комментировать ситуацию, но сказал, что банк готов сотрудничать с эстонскими властями.
Во вторник, 31 июля, члены правовой комиссии эстонского парламента (Рийгикогу) провели экстренное заседание, посвященное отмыванию денег через эстонский филиал Danske Bank. Заседание было созвано после того, как на прошлой неделе глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер потребовал возбудить уголовное дело против Danske Bank. Генпрокуратура Эстонии во вторник объявила о начале расследования по заявлению Браудера.
В мае финансовая разведка полиции Эстония опубликовала ежегодный доклад, из которого стало известно, что за 2011-2016 годы через банки страны было отмыто более 13 миллиардов евро. В основном, деньги шли из России (7,3 миллиарда евро), Азербайджана и Молдавии. Конкретные банки в докладе не назывались, однако из предыдущих расследований известно, что в отмывании средств был активно задействован эстонский филиал датского Danske Bank. В 2017 году банк был оштрафован на 1,7 миллиона евро за несоблюдения европейского законодательства о борьбе с отмыванием денег.
Доклад, по сути, констатировал сам факт отмывания денег, но был довольно скуп на детали. В финансовой разведке тогда объяснили, что не имеют права раскрывать имена участников транзакций, поскольку Эстония, со своей стороны, может лишь зафиксировать подозрительные переводы, но не может доказать незаконность происхождения средств.
Через два месяца после публикации доклада, 20 июля, Уильям Браудер от имени возглавляемого им фонда Hermitage Capital подал заявление в Генпрокуратуру Эстонии с требованием возбудить уголовное дело против 26 сотрудников Danske Bank. В их числе — экс-глава Danske Bank Айвар Рехе, бывший финансовый директор банка Ивар Паэ, член правления Тыну Ванаюур.
По информации Браудера, эти люди помогали проводить незаконные транзакции: общая сумма отмытых таким образом средств составила 9 миллиардов долларов, из которых 230 миллионов были средствами Hermitage Capital, похищенными после захвата фонда. Заявление Браудера стало реакцией на недавнее сообщение эстонской прокуратуры о прекращении расследования случаев отмывания денег, связанных с делом Сергея Магнитского. В своем решения прокуратура, опять же, ссылалась на невозможность доказать изначально незаконное происхождение средств.