Решение Международного суда ООН по вопросу о временных мерах, связанных с нарушением Россией двух международных конвенций (Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма) является важной юридической победой Украины, несмотря на то, что до принятия самого окончательного решения Международного суда еще очень далеко и на принятие такого решения могут уйти многие месяцы.
Об этом пишет юрист Александр Мережко для “ТСН”.
Во-вторых, Международный суд принял решение о необходимости временных мер по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которые направлены на защиту крымских татар и украинцев на территории оккупированного Россией Крыма. При этом самое неприятное для государства-агрессора стало то, что Суд потребовал от России возобновить деятельность ранее запрещенного Меджлиса как представительского органа крымских татар.
Дело в том, что Меджлис был запрещен Верховным Судом России, и требование Международного суда ООН о возобновлении его деятельности говорит о том, что решение Верховного Суда России находится в противоречии с международным правом. Иными словами, Россия впервые публично на уровне авторитетного международного судебного органа была уличена в нарушении международного права против Украины. Интересно то, как Россия прореагирует на такое решение, поскольку ранее пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков официально заявил, что Россия выполнит решение Международного суда, каким бы оно ни было. В-третьих, несмотря на то, что Суд отказал в принятии временных мер по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, тем не менее он все-таки признал свою юрисдикцию по этой Конвенции, а значит он займется в дальнейшем более тщательным изучением обвинений Украины против России в связи с нарушением этой Конвенции. Кроме того, Международный суд ООН заявил о том, что он ожидает со стороны России и Украины выполнения Минских договоренностей. Интересно то, что, судя по тексту решения Суда, сторонами Минских договоренностей являются Украина и Россия, которые ответственны за их исполнение.
Таким образом, Суд поставил точку в вопросе о том, является ли Россия или нет стороной Минских соглашений. Напомним, что ранее Россия отрицала тот факт, что она является стороной Минских соглашений, заявляя, что это, якобы, соглашения между украинским правительством, с одной стороны, и “ДНР-ЛНР” — с другой. Следует особо подчеркнуть, что в результате этого решения Россия окончательно попалась в юридическую ловушку. Дело в том, что пункт 10 Минских соглашений предполагает буквально следующее: “Вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп”.
Необходимо обратить особое внимание на это требование вывести все иностранные вооруженные формирования и военную технику с “территории Украины”. Вполне очевидно, что, с точки зрения международного права и ООН, судебным органом которой валяется Международный суд, слово “территория Украины” является всей территорией Украины в международно-признанных границах, включая, разумеется, Крым.
Таким образом, исходя из решения Международного суда, Россия обязана вывести свои войска и военную технику с территории Крыма. Вот на этом требовании украинской дипломатии стоило бы сейчас сделать акцент. Вместе с тем, в своем решении Международный суд аккуратно обошел вопрос о статусе Крыма — является ли он оккупированной Россией территорией или нет. Однако, несмотря на это, Суду придется ответить на этот вопрос по ходу дальнейшего рассмотрения спора между Украиной и Россией. Спора, который неизбежно войдет в историю международного права.